2 Важным условием является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей разноплановость интересов представителей различных групп и слоев. Эта структура должна иметь хорошо развитые вертикальные и особенно - горизонтальные слои.
3 Следующее условие - высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самостоятельности.
У нас в стране долгие годы существовало общество, которое можно назвать этакратическим - полностью подчиненным государству.
Сейчас стоит задача перевода сформировавшейся этакратической системы в режим демократического, гражданского общества, но без крупных социально-политических, экономических и иных потрясений.
В этом процессе есть две опасности:
1 Бурно развивающиеся социальные движения, в т. ч. национальные, приобретая порой крайне радикальный, даже деструктивный характер, могут нарушить государственное единство и привести к необратимым дезин-теграционным процессам или способствовать победе реакционных, крайне консервативных сил.
2 С другой стороны, жесткий прессинг со стороны государства в отношении общественной жизни, боязнь потерять контроль над социальными процессами сковывает инициативу масс.
Поэтому нужно учитывать опыт либерально-демократических движений на Западе, прошедших серьезную эволюцию от крайней революционности и анархического отрицания роли государства в конце 60-х годов XX в. до признания возможности сочетания демократизации и государства.
Необходимо сконцентрировать внимание на возможности постепенной либерализации общества, его эволюционирующей демократизации, а не на революционных, взрывных преобразованиях.
Государство должно поощрять развитие социальных движений, вплоть до формирования институтов демократического управления, сохраняя при этом право на осуществление повсеместного контроля только в сфере соблюдения законности.
Нельзя мешать возникновению разного рода ассоциаций, союзов, любым формам самоорганизации людей. Но только в том случае, если у них нет идей насилия и разрушения, если они действуют в рамках конституции.
Такие добровольные объединения должны стать равноправными и законными партнерами государственных органов. Необходимо снять давление государства на общество, освободить государство от бремени опеки всего и вся. И это поможет ему стать более сильным и эффективным.
7 ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Правовое государство - состояние государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность личности, ее законных интересов, чести и достоинства; существует наибольшая обеспеченность прав и свобод граждан, их объединений и общностей.
Уже тогда начинаются поиски принципов и форм гармоничных взаимосвязей и взаимодействия права и власти, гражданина и государства.
Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан античными авторами:
1) о власти закона как сочетании силы и права (Солон, Аристотель);
2) о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон);
3) о равенстве людей по естественному праву (софисты, римские юристы);
4) о праве как мериле справедливости и регулирующей норме политического общения.
Справедливыми признавались законы, существующие «от природы», «от века». Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
По мере того, как развивались отношения частной собственности, во взаимосвязи государства и права происходят важные изменения.
Идеи Цицерона сыграли немаловажную роль в развитии юридических представлений о государстве, однако в те времена они не могли получить последовательного обоснования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.