Гражданское общество и правовое государство, страница 14

Безопасность государства имеет социальную ценность лишь постольку, поскольку она обеспечивает безопасность общества и личности.

Механизм перехода к правовому государству:

1 Конституционное закрепление основных прав граждан, которые не могут быть ни пересмотрены, ни изменены, ни ограничены никем, включая парламент и президента. Ограничения или изменения указанных прав возможны только в результате прямого волеизъявления народа - путем проведения референдума.

2 Установление системы гарантий реального осуществления этих прав, не просто провозглашенных, но заложенных в самую структуру политических институтов: разделение властей, независимый конституционный контроль, верховенство закона, судебное обжалование любого государственного органа и должностного лица и т. д.

3 Недопустимость предоставления прав одним гражданам за счет других, построение законодательства без системы льгот и привилегий социального характера.

4 Независимость средств массовой информации в определении объема, содержания и характера информации, соединенная с ответственностью перед обществом и законом за дезинформацию.

5 Последовательное проведение социальной защищенности и социальной справедливости в качестве основополагающих принципов построения законодательства и реальной политики.

6 Ответственность всех и каждого перед лицом закона за его строжайшее соблюдение.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

• преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

• выработка высокой политико-правовой грамотности;

• появление действенной способности противостоять произволу;

• выработка нового правового мышления и правовых традиций. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям ее огосударствления.

Исполнение закона должно рассматриваться как цель в себе, независимо от соображения целесообразности или нецелесообразности. Закон равно обязателен для всех, он не делает различия между людьми, какие бы цели и задачи они перед собой ни ставили. Закон запрещает, а не предписывает, он ставит границы человеческим действиям, а не задает им цель и направленность.

Известный афоризм: «что не запрещено, то разрешено» - выражает дух правового государства. Подразумевается, что человек сам выбирает цели и способы деятельности, отказываясь лишь от тех из них, что запрещены законом.

Правовое государство заканчивается там, где власти предписывают человеку, что ему делать, к чему стремиться, где они диктуют и навязывают представления о должном поведении и образе жизни. Именно в различии закона и инструкции проходит грань между правовым государством и авторитарным режимом.

В статье I Конституции Республики Беларусь провозглашено: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социалистическое правовое государство». В Конституции зафиксированы и основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др. Однако пока это в большей степени идеал, нежели реальность. Видимо, о возможности правового государства можно будет говорить лишь тогда, когда появятся реальные положительные результаты реформирования всех сфер жизнедеятельности и в итоге будут созданы условия для развития гражданского общества. Дня этого необходимы и политическая воля, и создание необходимой социально-экономической базы, и развитие культуры и другие предпосылки. Многое в этом направлении уже делается. Процесс демократизации долгий, сложный и неизбежный. В нем - гарантия благополучия и прогресса белорусского общества, его движения вперед.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Подъяловская, Л.В. Критерии и ценности демократии: теория и практика. Гражданское общество и правовое государство.- 2009