Гражданское общество и правовое государство, страница 8

Волны демократизации. Современные политологи считают, что история демократизации различных стран мира имеет три волны. По определению С. Хантингтона, «волна демократизации - это группа переходов от не-демократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период».

Многое политологи считают, что неправомерно сводить демократию к выборам по принципу - «если вы имеете выборы, то имеете и демократию».

Будущее демократии зависит от развития разумного индивидуализма, контролируемого самоограничением личности. Личность, ее счастье и развитие должны стать главной целью государства. И нужно помнить, что механическое использование западного политического опыта, скоропалительная «сплошная демократизация» только дискредитируют демократию и отдаляют от нее. Можно искать новые модели, тактические и стратегические ходы. Демократия победит нигилизм, пассивность и бессилие граждан, если сможет возродить в людях веру в жизнь, свободу и справедливость.

Много лет назад Джон Дьюи произнес: « Необходимо снова и снова изучать саму идею, сам смысл демократии. Демократию надо постоянно открывать и переоткрывать заново.... Если демократия не движется вперед, если пытается остаться неизменной, она вступает на путь регресса, ведущий к ее угасанию». Только последовав этому совету, можно рассчитывать на повышение эффективности демократии как формы и метода народного самоуправления .

5 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Широко известны достижения общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, оказания помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф, в разрушении фашистских диктаторских режимов. Эти достижения -результат развития и активизации деятельности гражданского общества.

В последние десятилетия это понятие стало широко использоваться в печати, в научной литературе, в выступлениях политиков. И в то же время четкого представления о том, что же это такое, зачастую нет.

Существуют узкое и широкое понимание гражданского общества. Узкое базируется на ценностях личной независимости, обеспечения прав человека (Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, К. Маркс и др.). Широкое понимание гражданского общества - его становление через коллективистские структуры - свободные города, ремесленные гильдии, коммуны и корпорации (Энтони Блэк).

Ценности и элементы гражданского общества:

1 Требование личной безопасности.

2 Свобода от доминации с чьей-либо стороны.

3 Принцип равенства всех перед законом.

4 Право на частную собственность.

5 Право на частную жизнь.

6 Институт контрактных отношений между индивидуумами.

7 Признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку. Главные элементы в этом: личность и собственность. Но механизм реализации этих интересов - групповой, коммунальный.

Личность никогда не существовала вне сети различных неформальных объединений. Подлинная личность возникает только на базе группового сознания - таков вывод из опыта истории. «Народ внутренне упорядочен, осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Человек из народа обладает личными чертами характера также благодаря силе народа, которая служит ему основанием» (К. Ясперс).

Гражданское общество образует естественный фундамент политической демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна. И. Кант: «Общество - независимо от государства - располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить соблюдать своих членов определенные нравственные и поведенческие нормы».

Генезис идеи гражданского общества. Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму. Пожалуй, первым подошел к проблеме гражданского общества Платон в диалоге «Государство».