Определим коэффициент загрузки r системы M / M / 1, который характеризует вероятность того, что в произвольный момент времени кассир будет занят, по формуле (96):
.
Вероятности того, что в произвольный момент времени (в стационарном режиме) в кассе будет находиться j посетителей, определим по формуле (97):
;
;
;
;
;
;
;
.
Результаты расчетов первых восьми вероятностей сведем в таблицу 8.
Таблица 8 – Ряд распределения числа посетителей в билетной кассе
j |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
… |
P(z = j) |
0,3333 |
0,2222 |
0,14815 |
0,09877 |
0,06584 |
0,043896 |
0,029264 |
0,01951 |
… |
Видно, что вероятности пребывания в кассе j посетителей убывают с ростом числа j. Наиболее вероятно, что посетители в кассе отсутствуют.
Вероятность того, что число посетителей в кассе превысит 5 человек, определим через вероятность противоположного события из соотношения:
P>5 = 1–(P0+P1+P2+P3+P4+P5) = 1–0,91221 = 0,08779 .
Определим среднее число посетителей в кассе z в стационарном режиме ее работы по формуле (98):
M[z] = r / (1–r) = (2 / 3) / (1–2 / 3) = 2 чел., т.е. в среднем в помещении данной билетной кассы находится два человека.
Математическое ожидание числа требований на обслуживающем приборе определим по формуле (98):
M[n] = r = 2 / 3 » 0,6666 чел.
Математическое ожидание числа посетителей, находящихся в очереди перед кассой, определяется выражением (99):
M[h] = r2 / (1–r) = (2 / 3)2 / (1–2 / 3) = 4 / 3 » 1,3333 чел., т.е. в очереди перед кассой можно застать в среднем 1,3333 человек.
Математические ожидания времени пребывания посетителей в системе V и времени ожидания посетителей в очереди W, определим по формулам Литтла (100):
M[V] = M[z] / l = 2/(1/3) = 6 мин; M[W] = M[h] / l = (4 / 3) / (1 / 3) = 4 мин, т.е. в среднем каждый посетитель тратит на приобретение билета 6 минут, из которых в среднем 4 минуты он проводит в ожидании обслуживания. ¨
1.6.4 Система M / M / n / 0 (задача Эрланга)
Рассмотрим систему массового обслуживания вида M / M / n / 0 – n канальную марковскую СМО с потерями (рисунок 55).
Рисунок 55 – Система массового обслуживания M / M / n / 0
Примером подобной системы является работа АТС, которая способна одновременно обслуживать не более n своих абонентов; а также пейджинговая служба, в которой одновременно работает n операторов. При этом n+1 абонент АТС (пейджинговой службы) получает отказ в обслуживании, т.к. данная СМО не имеет очереди. Интенсивность входного простейшего потока требований равна l, а время обслуживания требований каждым из n приборов имеет показательный закон распределения с параметром m .
Случайный процесс z(t), характеризующий число требований в системе M / M / n / 0 в момент времени t, является марковским процессом, а граф его состояний представлен на рисунке 56. Интуитивно понятно, что при наличии в СМО M / M / n / 0 j требований (0 £ j < n) интенсивность перехода процесса z(t) из состояния j в состояние j+1 равна интенсивности входящих требований l. А интенсивность перехода z(t) из состояния j в состояние j–1 (1 £ j £ n) равна суммарной интенсивности обслуживания j требований, т.е. j m (рисунок 56).
Рисунок 56 – Граф переходов процесса z(t), характеризующего число заявок в СМО M / M / n / 0
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.