Центральное место учения об оправдании и его герменевтическое значение. Недавние диалоги между лютеранами и римскими католиками относительно учения об оправдании

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Пастор Александр Бите ЛЕКЦИИ ПО "ПОСЛАНИЮ К РИМЛЯНАМ"  

Мартин Лютер

Все права сохранены © 1996, Фонд "Лютеранское Наследие", © (Russian version) 1996, LUTHERAN HERITAGE FOUNDATION Переводчик: Константин Комаров, Редактор русского текста: Алексей Комаров, Теологические консультанты: д.-р Уоллес Шульц, пастор Роберт Ран, пастор Александр Бите

 http://svitlo.by.ru/bibloteka/opr_rim/opr_rim02.html УЧЕНИЕ ОБ ОПРАВДАНИИ ВЕРОЙ.1. Центральное место учения об оправдании и его герменевтическое значение

Доктрина об оправдании, названная articulus stantis et cadentis ecclesiae[1], играет центральную роль в лютеранской теологии. Об этом свидетельствуют ранние Исповедания Лютеранской церкви. В Аугсбургском Вероисповедании Меланхтон располагает все артикулы веры вокруг Артикула IV «Об оправдании», а Артикул XX «О добрых делах» представляет собой наиболее обширную дискуссию в позитивной части вероисповедания. В Апологии Аугсбургского Вероисповедания он характеризует учение об оправдании как praecipuus locus[2] христианского учения, которое, будучи правильно понимаемо, освещает и усиливает славу Христову, принося столь необходимое и обильнейшее утешение богобоязненным сердцам. Немецкий текст добавляет, что артикул об оправдании служит для более ясного и правильного понимания «всех Священных Писаний», и «лишь» он показывает путь к неописуемому сокровищу и правильному пониманию Христа, открывая «дверь во всю Библию» (Апол. IV, 2).

Это утверждение Меланхтона указывает на значение, которое имеет в жизни Лютеранской церкви учение об оправдании,  — значение, принимаемое лютеранами независимо от того, занимаются ли они истолковательной, догматической и конфессиональной теологией, либо проповеднической деятельностью и пасторским душепопечительством.

Меланхтон лишь следовал уже выраженному Лютером принципу,  которому он должен был придавать особое значение до конца своей жизни. Наиболее важное и известное выражение этого принципа, данное Лютером, содержится в его Шмалькальденских артикулах (II, I, 1-5) о служении и деяниях Иисуса Христа, или же о нашем искуплении. Он говорит: «Первый и главный артикул заключается в следующем: Что Иисус  Христос, наш Господь и Бог, умер за наши грехи и вновь воскрес для нашего оправдания (Рим.4:25).Что Он один является Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира (Иоан.1:29), и Бог возложил на Него все наши беззакония (Ис.53:6). А также: Что все согрешили и получают оправдание незаслуженно [даром, без какихли-бо собственных дел и заслуг], по Его благодати, через искупление, которое во Христе Иисусе, в Крови Его (Рим.3:23). Итак, поскольку необходимо веровать в это, и иначе это невозможно обрести или заработать каким-либо трудом, законом или заслугой, ясно и определенно, что одна лишь вера оправдывает нас, как Св. Павел говорит в Рим.(3:28): “Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона”. А также в стихе 26: “Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса”.  В данном артикуле ни от чего нельзя отступиться или отказаться [и ничего, что противоречит этому артикулу, нельзя допустить или позволить], даже если бы небо и земля перестали существовать. “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”, — говорит Петр в Деян. (4:12). “И ранами Его мы исцелились” (Ис.53:5). На этом артикуле основывается все, чему  мы учим и что делаем вопреки папе, дьяволу и [всему] миру. Поэтому мы должны иметь твердую уверенность в данном учении и нисколько не сомневаться. А иначе — все погибло, и папа, дьявол и все [им подобное] одерживает верх».

Из сказанного очевидно, что Лютер поочерёдно ссылается на артикул о Христе, на коем зиждется оправдание грешника, и на артикул об оправдании. Это неизменно имеет место как у Лютера, так и у Меланхтона. Невозможно не заметить, что Артикул IV Апологии, откуда взята вышеупомянутая цитата Меланхтона, указывает на искупительное и посредническое деяние Христа так же непосредственно, как и на учение об оправдании верою.

Кроме того, во второй части Шмалькальденских артикулов Лютер использует учение об оправдании / искуплении герменевтически, подвергая распространённые в его дни злоупотребления папства (мессу, капитулы и монастыри, само папство) осуждению «первым и главным артикулом». Согласно Лютеру, если учение и [церковная] практика идут вразрез с этим артикулом, то от них следует отказаться.

Однако, артикул об оправдании необходим не только для того, чтобы определять учения и практику Церкви. Он является, так сказать, основным пунктом и костяком всего corpus doctrinae[3]. Это основа христианской веры и жизни, поскольку именно в нем заключается сущность самого Евангелия. Лютер говорит:

«Это — самый главный артикул нашей веры, и если кто-нибудь откажется от него, как поступили иудеи, либо, подобно папистам, извратит его, Церковь не устоит, и Бог не сохранит Свою Славу, состоящую в том, что Он милостив, и что Он желает прощения грехов ради Своего Сына и спасения [грешников].

Похожие материалы

Информация о работе