Центральное место учения об оправдании и его герменевтическое значение. Недавние диалоги между лютеранами и римскими католиками относительно учения об оправдании, страница 5

Такое приводящее в смущение заключение документа «Оправдание верой» основано, несомненно, на экуменическом подходе к теологическим дискуссиям (подход, присущий всем недавним диалогам между римскими католиками и лютеранами), а не на более раннем конфессиональном отношении, присущем Лютеранским Исповеданиям и церковным Вселенским Ñоборам вплоть до Второго Ватикана. В ответе ЛЦСМ указано, что выводы «Оправдания верой», будто лютеране и римские католики достигли «соглашения по поводу Евангелия», связаны с так называемым «теологическим сходством» в некоторых аспектах доктрины об оправдании. В сущности, на «согласие относительно Евангелия» смотрели как на свершившийся факт задолго до того, как началась дискуссия,  колоссальное petitio principii[22]  между лютеранами и римскими католиками. В ответ на туманную позицию «Оправдания верой» ЛЦСМ настойчиво заявляет, что оправдание есть «определяющий принцип» и «главный признак», не только отделяющий христианство от других религий, но также отличающий евангельскую теологию и практику  Церкви. Вывод таков:

«Этот диалог, по нашему мнению, не раскрывает в полной мере того значения, которое имеет доктрина об оправдании в лютеранской теологии. Для лютеран этот артикул является центральным артикулом веры, а также находится в центре любого другого артикула. Доктрина об оправдании является цементом, скрепляющим весь corpus doctrinae и делающим христианское учение неразрывным и органическим целым. Это артикул, из которого вытекают все прочие артикулы, и которым они все определяются. Он делает лютеранскую теологию ‘евангельскою’ — в её сердце сокрыта основа Евангелия, учения об оправдании. Это артикул, с которым Церковь стоит или падает, и потому он не является и не может быть лишь одним из многочисленных признаков (даже если ему приписывают ‘первостепенную’ роль)».

Ответ ЛЦСМ завершается следующими словами:

«Тщательно рассмотрев ‘Совместное постановление’, мы пришли к выводу о том, что за часто упоминающимися  ‘различиями в теологических формулировках’ сокрыты существенные противоречия между церквями, затрагивающие сердцевину самого Евангелия и неизбежно вызывающие разделения».

Становится понятно, почему представители ЕЛЦА в диалоге с Римом публично и открыто проигнорировали мягкий, но честный ответ миссурийцев и мошеннически настояли на исключении Синода Миссури из дальнейших диалогов с Римом. Авторы «Оправдания верой» просто не поняли принципиальности учения об оправдании и потому не справились с глубоким доктринальным противоречием, как и прежде отделяющим конфессиональных лютеран от Рима.

Аналогичные «экуменические дискуссии» в то же самое время происходили в Германии. Они официально финансировались папой Иоанном Павлом Вторым и епископом Эдуардом Лозе, председателем Совета Евангелической Церкви Германии. Объединённая комиссия собралась в 1981 году. Была образована экуменическая экспертная группа, состоявшая из компетентных римско-католических и протестантских учёных. Их выводы опубликованы в 1985 году в изданном Карлом Леманном (римский католик) и Вольфхартом Панненбергом (лютеранин) документе с провокационным названием «Осуждения эпохи Реформации, разделяют ли они до сих пор?»[23] (ПЭР). Отдельные выводы весьма примечательны. Ввиду так называемого нового понимания и прогресса в области библейских и исторических исследований, осуждения Лютеранских Исповеданий и Тридентского Собора рассматриваются сегодня либо как выходящие за рамки вопроса, либо как устаревшие и не имеющие отношения к сегодняшней ситуации. Потому не была рассмотрена важность и герменевтическая роль учения об оправдании, — эта тема проигнорирована.

Столь решительное заключение требовало опровержения. Вполне компетентное опровержение было предложено Теологическим факультетом Университета Георгия Августа (г. Гёттинген) в переведённом на английский язык и опубликованном в Lutheran Quarterly (1991 год) исследовании под заголовком «Устаревшие осуждения?»[24]. В гёттингенском исследовании дискуссия начинается с подходов, методов и выводов «Осуждений эпохи Реформации» по каждому пункту. Согласно «Устаревшим осуждениям», решения Тридента и Лютеранских Исповеданий по-прежнему уместны, актуальны и определяют status controversiae, до сей поры существующий между лютеранами и римскими католиками. Несмотря на историко-критический метод и все новые экзегетические и исторические «понимания», между лютеранской и римско-католической церквями продолжают существовать различия, касающиеся доктрины об оправдании в таких вопросах, как первородный грех, похотливость, рабство воли, пассивность человека при обращении и оправдании, благодать, sola fide и добрые дела, уверенность в спасении.