Центральное место учения об оправдании и его герменевтическое значение. Недавние диалоги между лютеранами и римскими католиками относительно учения об оправдании, страница 3

Едва ли от римско-католических теологов 16 века можно ожидать понимания, а тем более — признания позиции Лютера и Лютеранских Исповеданий касательно доктрины об оправдании, особенно их упорства относительно фундаментальности и важности этой доктрины. Учение Лютера породило понимание Евангелия и христианской веры, радикально отличающееся от римского.[13] Лютер использовал эту доктрину как алебарду для разрушения общепринятых в Римской церкви учений о благодати, вере, покаянии и освящении, равно как и других сопутствующих артикулов веры и всевозможных злоупотреблений. Он отнёс сотериологию в её наиболее обширных аспектах (включая и христологию) к области оправдания (в её широком смысле) и поставил во главе всей теологии этот praecipuus locus.

Непохоже, чтобы оппоненты Лютера при его жизни и долгое время после Тридентского Собора всерьёз принимали необычное и радикальное понимание Лютером Евангелия, весьма чуждое их традициям и способу мышления. Они даже и не подумали атаковать его утверждение, что учение об искуплении и оправдании является главным артикулом христианской веры, но лишь указали и осудили многочисленные «ереси», выдвинутые Лютером и другими реформаторами. Конечно же, на Тридентском Соборе отцы уделили много внимания лютеранской доктрине об оправдании, однако причиной этому послужило не то, что они считали своим долгом опровергнуть центральность или даже просто важность этой доктрины (она не имела первостепенной важности для Рима), но скорее всего то, что лютеранское учение по этому вопросу подрывало многие римские доктрины.[14]

Казалось, после Тридента в римско-католических догматах стали мало интересоваться как таковым артикулом об оправдании, хотя выдающиеся католические полемисты, большинство из которых были иезуитами (Роберт Беллармин, Иаков Гретцер, Адам Таннер, Мартин Бекан, Томас Стэплтон и т.д.), приложили колоссальные усилия к написанию пространных трактатов на тему оправдания, защищая теологию Тридента и дискутируя с Лютером, Хемницем, Кальвином и другими ведущими теологами-протестантами. Лишь с некоторыми исключениями, такое положение дел продолжалось до Второго Ватикана[15], который, несмотря на всю свою заинтересованность в сближении с «рассеянными братьями», очень мало интересовался доктриной, занявшей в протестантской реформации столь важное место. Два наиболее популярных учебника по догматической теологии (по крайней мере в Америке перед Вторым Ватиканом, — оба переведены на английский, другие языки и пережили много переизданий), Учебник по догматической теологии А. Тэнквери и Основы католической догмы Людвига Отта, не уделяют почти никакого внимания теме оправдания, и, касаясь этого вопроса,  оба возвращаются к теологии Тридента с немногочисленными цитатами из Св. Августина и Св. Фомы Аквинского[16].

Уже в течение четырёхсот лет конфессиональное лютеранство полагает, что артикул об оправдании является фундаментальным в проповеди Евангелия и вероисповедании Церкви. Рим с этим не согласен. За исключением своих недавних экуменических переговоров с лютеранами, римские католики почти не упоминают артикул об оправдании. В лучшем случае, эта доктрина находится на периферии их corpus doctrinae, как ноготь на пальце или планета Плутон на окраине Солнечной системы, если прибегнуть к аналогиям. Она существует, однако никто не интересуется ею. Этот термин не встречается в словаре обычного католика мирянина, разве что в Германии, Соединённых Штатах и других англоязычных странах, где лютеране и римские католики живут по соседству. Таково положение сегодня, когда лютеране и римские католики встречаются и ведут диалог, стремясь выработать доктринальное согласие и определить, что же действительно препятствует этим двум конфессиям обрести церковное братство и совместную церковную жизнь.

2. Недавние диалоги между лютеранами и римскими католиками относительно учения об оправдании

Краткий обзор основных дискуссий между римскими католиками и лютеранами в Соединённых Штатах и Европе, посвященных доктрине об оправдании, поможет лучше понять данное исследование.