Центральное место учения об оправдании и его герменевтическое значение. Недавние диалоги между лютеранами и римскими католиками относительно учения об оправдании, страница 7

Изначально лютеранское учение об оправдании сводится к следующей общей классической формулировке: (1) грешник (2) оправдан [спасён] (3) по благодати, (4) ради Христа, (5) через веру. В этом кратком афоризме заключён весь IV Артикул Апологии «Об оправдании». Меланхтон (Апол. IV, 72) говорит: «На самом деле и воистину самой верой, ради Христа, мы засчитываемся праведными, или становимся приемлемыми для Бога». Тридентский Собор отверг эту формулировку в том смысле, в каком Лютеранские Исповедания подразумевали каждое её ключевое слово и утверждение. В отношении каждого термина и выражения этой формулировки тридентские отцы подразумевали нечто отличное от исповедания лютеран. Они по-иному понимали, определяли и описывали грех, благодать, оправдание, спасительное деяние Христа, связанное с оправданием, и значение, или роль веры в оправдании грешника.

Тридент мог бы принять эту формулировку теоретически и формально, но лишь вкладывая римско-католическое содержание в каждое ключевое понятие. Это действительно осуществляется время от времени римско-католическими теологами, особенно в последние годы. Также нет ничего плохого в самих по себе уточнениях, связанных с развитием языка и семантическими трансформациями, что, в сущности, неизбежно.

История преизобилует примерами, когда термины по прошествии некоторого времени, а иногда и очень быстро, изменяют своё значение. Лютер и Лютеранские Исповедания придали совершенно новое евангельское звучание церковным терминам «заслуга» и «удовлетворение». Библейские термины «благодать», «вера» и «оправдание» были восстановлены лютеранами в соответствии с их библейским содержанием и предназначением. Однако во время дискуссии относительно доктрины об оправдании  между лютеранами и римскими католиками возникла весьма существенная двусмысленность. Обе партии признали явную двусмысленность каждого выражения и термина их формулировок, касающихся этой доктрины. При этом каждая сторона целенаправленно и упорно защищала своё понимание и определение этих общеупотребимых терминов. Обе стороны признали, что в артикуле об оправдании status controversiae фокусируется на радикально различных значениях, которые они закрепили за общими для них терминами и понятиями. Вот в чём действительно заключалось противостояние: явное и открытое несогласие относительно того, что подразумевается под грехом, благодатью, оправданием, propter Christum и верой (sola fide). Каждая сторона прекрасно понимала, что утрата своих определений означает утрату своих доктрин и вероисповеданий.

Та же глубинная двусмысленность ключевых терминов доктрины об оправдании существует и по сей день у лютеран и римских католиков. Однако теперь эта неопределенность используется совершенно иначе. В шестнадцатом и последующих веках двусмысленности способствовали выявлению и прояснению status controversiae и предоставлению каждой стороне возможности более эффективно полемизировать и защищать свою позицию. За последние пятьдесят лет коренным образом изменилась атмосфера доктринальных дискуссий. Споры уступили место примирительному подходу, в результате которого все разногласия, вместо решения, прощаются или отменяются. Имеет место прежняя историческая двусмысленность, сохраняющая свою актуальность. Однако такая двусмысленность рассматривается теперь не как принципиальное разделение в понимании и определении, указывающее на реальное и открытое доктринальное противостояние, а скорее как неразделяющее и плодотворное многообразие «понимания», «истолкования» и «выражения», которое усиливает всеобщее многосоставное лютерано-католическое учение об оправдании. В результате двусмысленность более не является препятствием для доктринального единства, взаимного признания, межцерковного сотрудничества и братства. Скорее, она теперь способствует достижению этих благородных целей. Новая повестка дня и modus operandi межцерковного диалога и доктринальных дискуссий учреждается на основе поверхностной двусмысленности.

Однако настало время без дальнейших предисловий приступить  к рассмотрению  учения об оправдании, которое на протяжении столетий отличает и отделяет церковь Аугсбургского Вероисповедания от церкви Рима и Тридента. В чём конкретно заключаются доктринальные положения, препятствующие единству и братству? Преодолены ли они за последнее время? Урегулированы ли давние доктринальные споры? Выше приведена формулировка, состоящая из пяти существенных элементов учения об оправдании: (1) грешник  (2) оправдан [спасён] (3) по благодати, (4) ради Христа, (5) через веру.