Если критика «Ответа» ЛЦСМ на «Оправдание верой» и «Старомодных осуждений» на «Осуждения эпохи Реформации» справедлива хотя бы наполовину, то усилия, направленные на поиски принципиального единства в учении об оправдании потерпели крах как в Америке, так и в Германии. Подготовка и публикация документов «Оправдание верой» и «Осуждения эпохи Реформации», мотивировалась экуменическими и церковными интересами Рима, а отнюдь не стремлением урегулировать возникшие в прошлом серьезные противоречия и достигнуть подлинного единства в понимании Евангелия и артикула об оправдании.
Последняя наиболее значительная попытка урегулировать возникшие в прошлом споры вокруг учения об оправдании и придти к согласию, благодаря которому было бы возможно взаимное братское признание между римскими католиками и лютеранами, предпринята под покровительством его преподобия Ишмаэла Ноко, генерального секретаря Всемирной Федерации Лютеран, и его преподобия Эдварда Идриса, Кардинала Кассиди, президента Епископального Совета по содействию единению христиан (очевидно, с официального одобрения папы). Это документ под названием «Совместное провозглашение доктрины об оправдании Всемирной Федерацией Лютеран и Римско-католической Церкви» (в дальнейшем «Совместное провозглашение»).[25]
«Совместное провозглашение» — это не полное исследование, а то, что было извлечено из аргументов и выводов «Осуждений эпохи Реформации», «Оправдания верой» и других менее значительных документов. Не было высказано отношение ни к ответу ЛЦСМ на «Оправдание верой» — «Устаревшие осуждения?», ни к каким бы то ни было критическим исследованиям «Осуждений эпохи Реформации» и «Оправдания верой». Авторы черновика остаются анонимными.
Выводы «Совместного провозглашения» примечательны и идут дальше, чем предыдущие исследования и заявления. Согласно «Совместному провозглашению», существует не только сходство, но также реальное согласие и общее понимание между лютеранами и римскими католиками относительно содержания веры в доктрине об оправдании. Как и в случае с документом «Оправдание верой», не высказаны никакие осуждения исторической позиции лютеран и римских католиков, а «Совместное провозглашение», вслед за «Осуждениями эпохи Реформации» находит, что все противоречия не вписываются в современную ситуацию. Подобно «Оправданию верой», «Совместное провозглашение» диалектически представляет более аккуратное описание позиции лютеран касательно соответствующих положений в сравнении с позицией римских католиков, однако она рассматривает эти позиции не в противоположности, а как взаимно дополняющие одна другую. Признаётся принципиальный приоритет оправдания в Лютеранских Исповеданиях. В равной степени признается римско-католическая позиция, согласно которой учение об оправдании имеет совершенно иной характер (процесс освящения), и которая трактует учение об оправдании, имеющее юридический характер (о чём утверждается в Лютеранских Исповеданиях), как второстепенный аспект спасения по благодати. Никакое герменевтическое значение (в связи с истолкованием, исповеданием или практикой) не придаётся ни факту оправдания грешника перед Богом ради Христа, ни артикулу об оправдании в контексте христианской доктрины и проповеди Церкви.
3. Основная структура учения об оправдании
Следует сравнить позицию лютеран относительно многих важных аспектов и составных частей учения об оправдании, как она выражена в Лютеранских Исповеданиях, с позицией Тридента и римского католицизма со времён Тридента. Такое действие необходимо для понимания и верной оценки состоявшихся недавно лютерано-римских дискуссий, равно как и последовавших за ними выводов.
Но, прежде чем к этому приступить, следует указать на одно историческое наблюдение относительно структуры лютеранского учения об оправдании. Это наблюдение опирается на серьезные исторические факты, и его надлежит принять в равной степени как римским католикам, так и лютеранам при изучении и оценке этой исторической лютеранской доктрины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.