История взаимоотношений казаков и Православной Церкви, казачества и Православия (Доклад «Православие и казачество»)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Священник Василий Хадыкин

Доклад

«ПРАВОСЛАВИЕ

И

КАЗАЧЕСТВО»

Ростов-на-Дону, 2003 г.

Содержание:

1. Введение............................................................................................. 1

2. Казаки — сословие или народ?.......................................................... 1

3. История взаимоотношений казаков и Православия.......................... 18

4. Церковь и Православие в творчестве казачьих писателей................ 40

5. Заключение....................................................................................... 61

Введение

Главной, центральной темой этого доклада является история взаимоотношений казаков и Православной Церкви, казачества и Православия. Однако, прежде чем приступить к раскрытию этой темы я хотел бы обратить ваше внимание, на одно очень существенное обстоятельство, от которого зависит весь доклад. Для того, чтобы верно изложить историю взаимоотношений Православия и казачества нужно четко ответить на вопрос: кем являются казаки — народом или сословием? Если казаки являются сословием, то это будет одна история, а если народом, то совершенно иная. Только период XIX—XX веков будет более или менее одинаковым. Поэтому первую часть доклада я посвящаю решению этого вопроса.

Второй частью доклада будет собственно история взаимоотношений Православия и казаков.

В третьей же части я постараюсь дать небольшой обзор творений некоторых казачьих писателей, в которых они касались тем Православия и Церкви.

Казаки — сословие или народ?

О происхождении казаков сказано и написано многими авторами предостаточно, однако, до сих пор в умах большинства наших современников вопрос о происхождении казаков остался неразрешенным.

Козьма Прутков говорил, что «Многие люди подобны колбасам, чем их начинят, то и носят в себе» [1, с. 89]. Большинство российских обывателей начинены теми знаниями, которые им дала советская школа, и ничего другого знать они не желают. Советская историческая наука учила, что казаки — это военно-служивое сословие, образовавшееся из числа беглых холопов. Значит, по мнению большинства россиян, так оно и есть. Ни кому из этих россиян и в голову не приходит, что их на протяжении многих лет систематически обманывали. Советская историческая наука представляла из себя почти сплошной заказ коммунистической партии. Приведу несколько примеров. В советских учебниках по истории сообщалось, что казаки — это беглые крепостные крестьяне, однако крепостное право было введено в России только в 1597 году. Стало быть до 1597 года, если рассуждать логических казаков не было. Однако, те же учебники сообщали о участии казаков во взятии Казани в 1552 году, во взятии Астрахани в 1556 году, о участии казаков в Ливонской войне 1558—1582 годах, о покорении Сибири казаками Ермака Тимофеевича в 1581—1582 годах. Кроме того, советские источники вскользь упоминали о бродниках, о их участии в битве при Калке в 1223 году. Однако, они при этом умалчивали, откуда бродники взялись и куда делись. Читая эту взаимоисключающую информацию, я всегда вспоминал, как коммунисты, с одной стороны, восклицали: «Миру — мир» и «Мы за мир во всем мире» и в то же время горланили "Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем. Мировой пожар в крови…" и т.д. Да, насколько противоречива и лжива была советская жизнь, настолько лжива и противоречива была советская наука. Чего стоят только советские характеристики Церкви, св. Иоанна Кронштадтского, св. Царя-мученика Николая?! Религия— это «опиум для народа», св. Иоанн Кронштадтский в советских справочниках назван «мракобесом-черносотенцем», а Царь-мученик Николай II назван «кровавым царем». Поэтому, читая советских историков, нужно быть предельно осторожным. Необходимо умение мыслить и «отделять мух от котлет», то есть уметь различать настоящую историю от правительственного заказа.

Однако, не только советские историки считали казаков сословием, образовавшемся из беглых крепостных. Такие светила российской исторической науки как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Н.И. Костомаров и некоторые другие также считали казаков беглыми

Похожие материалы

Информация о работе