3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Рекомендации к совершенствованию системы нормативных показателей, используемых контролирующими органами для оценки уровня ликвидности коммерческого банка
Существующая методика оценки ликвидности коммерческого банка, согласно Инструкции Национального банка, базируется на расчете четырех основных коэффициентов ликвидности, характеризующих позицию ликвидности банка на данный момент времени (коэффициент мгновенной ликвидности) и способность банковской организации отвечать по своим обязательствам перед клиентами в течение месяца (текущая ликвидность). Также используемые нормативы с помощью аналитического коэффициента краткосрочной ликвидности дают оценку ликвидности банка в годовом периоде, и на основе показателя соотношения ликвидных и суммарных активов Национальный банк делает вывод о достаточности резерва ликвидных средств в банке. Однако, данный набор показателей не рассматривает деятельность банка в более длительном периоде, они не дают оценку банковской деятельности с позиции ликвидности на срок более года. Для сравнения, Центральный банк Российской Федерации вместо краткосрочной ликвидности использует показатель долгосрочной ликвидности, который ограничивает сумму активов банковской организации сроком более года в размере 120% от совокупного размера капитала и обязательств банка сроком выше 1 года. Основным недостатком использования данного показателя при анализе ликвидности банка является то, что его расчет ведется с использованием суммы размера капитала банка, что ставит банки в неравные условия конкуренции. Другими словами, более крупные по размеру капитала банки оказываются в более выгодном положении, чем банки с меньшим размером капитала.
Используемый в практике белорусских банков метод расчета норматива краткосрочной ликвидности имеет довольно сложный и громоздкий алгоритм расчета. Являясь, по сути, интегральным показателем, опирающимся на балансовые данные, коэффициент краткосрочной ликвидности не имеет описания его экономической интерпретации в нормативных документах. Кроме того, в нормативных документах регламентирующих порядок расчета нормативов ликвидности, не содержится какого-либо научного обоснования размеров применяемых в расчете понижающих коэффициентов реализуемости активов и коэффициентов риска одновременного предъявления к исполнению обязательств банка. Тоже можно сказать и о коэффициенте, который корректирует размер несоответствий в сроках привлечения и размещения средств. Отметим также, что указанные несоответствия в различных периодах (например, сроком до 1 месяца и от 6 до 12 месяцев) принимаются в расчет в одинаковой мере.
Норматив соотношения высоколиквидных и суммарных активов банка по своей экономической сути является коэффициентом обеспеченности баланса ликвидными активами и косвенно влияет на ликвидность банка. В целях вычисления данного показателя Инструкцией об экономических нормативах определен перечень высоколиквидных активов. Необходимо отметить, что перечень высоколиквидных активов значительно шире перечня активов для расчета мгновенной ликвидности. Другими словами, при таком подходе высоколиквидные активы не являются источником средств для исполнения наиболее срочных обязательств банка, что противоречит основному их назначению.
Норматив мгновенной ликвидности предписывает банкам страны не менее 20% от суммы средств, привлеченных на срок до востребования, и просроченных обязательств банка держать в активах сроком до востребования. Однако, обязательства до востребования являются наименее стабильными и плохо прогнозируемой частью привлеченных банком средств. Поэтому для поддержания способности банка своевременно и в полном объеме исполнять собственные обязательства и во избежание неоправданных потерь необходим некоторый запас активов, способных быть реализованными в любое время и без потери в стоимости. Таковыми, по определению, являются высоколиквидные активы. Однако к активам для расчета мгновенной ликвидности относятся не высоколиквидные активы, а активы до востребования.
Кроме того, в состав пассивов для расчета мгновенной ликвидности входят обязательства банка с просроченными сроками исполнения. Получается, что с одной стороны, пруденциальные нормативы ликвидности предназначены для контроля и управления позицией ликвидности коммерческих банков с целью исключения возможного возникновения кризиса ликвидности. С другой – наличие в расчете показателя просроченных обязательств банка косвенно свидетельствует о весьма вероятном кризисе ликвидности. Другими словами, при таком подходе, в принципе, возможна ситуация, при которой коммерческий банк выполняет норматив мгновенной ликвидности и в то же время фактически является неликвидным.
Также к особенностям расчета показателя мгновенной ликвидности можно отнести тот факт, что к активам при расчете не относятся некоторые высоколиквидные активы, имеющие срочный характер. Например, государственные ценные бумаги и ценные бумаги Национального банка являются срочными высоколиквидными активами, но не участвуют в расчете показателя. Другими словами, высоколиквидные активы в данном контексте не рассматриваются в качестве источника средств для исполнения банком обязательств до востребования. Такой подход противоречит самому понятию высоколиквидных активов, которые могут быть реализованы в кратчайшие сроки без потери в стоимости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.