По данным ряда авторов изолированные повреждения нижних конечностей на флоте не превышают 20-30% и по своему характеру соответствуют классическим палубным переломам по Магнусу [Рыбкин П. П., 1956; Pellicari P. et al., 1987; Lunn D. V., 1987]. Большая часть пораженных имела множественную и сочетанную травму с повреждением двух и более анатомических областей [Рыбкин П. П., 1956]. По понятным причинам в корабельных условиях чаще, чем на берегу формируется комбинированная механо-термическая травма. Она возникает значительно чаще у лиц, находящихся в момент взрыва в помещениях, составляя до 70—75% всех повреждений [Lunn D. V., 1987]. Из этого числа ожоги наблюдались в 30% случаев, отравления продуктами горения в 15-18%. Практически у каждого второго пострадавшего в диагнозе фигурировали термины: «контузия», «черепно-мозговая травма». По данным медицинской службы флота, за Великую Отечественную войну в структуре поражений от взрывной травмы 30% составили тяжелораненые, 20% — раненые средней тяжести и 50% — легкораненые. У 60% тяжелораненых развился шок и у 40% из них смерть наступала еще на догоспитальном этапе. Наибольший интерес представляют данные литературы, касающиеся тяжести состояния пострадавших, поступивших на госпитальный этап оказания медицинской помощи. Более половины пострадавших доставлялись в госпитали спустя 1,5-2 сут после получения травмы, причем с повреждениями легкой и средней степени тяжести [Клинцевич Г. Н., 1975; Pellicari P. et al., 1987]. Специализированное лечение поступивших раненых завершалось выздоровлением в 72% случаев, из которых 25% в дальнейшем оказывались годными к нестроевой службе. Летальность на этом этапе медицинской помощи составила 0,3%. Преобладание сочетанной и комбинированной травмы, поздние сроки госпитализации приводили на догоспитальном этапе к безвозвратным потерям у лиц с тяжелыми и крайне тяжелыми видами повреждений.
При взрыве под днищем корабля возникают сотрясения корпуса судна с колебаниями палубы с амплитудой 6-8 см, при этом обычно совершается 6 колебаний за 8-10 мс [Рыбкин П. П., 1956]. Несмотря на то что передача сотрясения через броневые участки корпуса десятикратно снижает величины начальных ускорений, интенсивность их воздействия на тело человека остается такой, что сопоставима лишь с повреждениями, возникающими при падении людей с высоты.
Экспериментальные данные 3. М. Эвенштейна (1961) показали, что величины ударных ускорений на нижних палубах достигают 600g, боевых постах и коридорах до 120g, верхних палубах до 40g, мостике до 25g. Удаление от центра взрыва увеличивает длительность его воздействия. Принято считать, что повреждения легкой степени возможны при 15—20g, средней тяжести — при 25~40g, тяжелые — 40~80g и крайне тяжелые — при 130g [Жербин Е. А. и др., 1966].
Таким образом, особенности взрывных поражений у личного состава боевых кораблей, экипажей и пассажиров судов складываются из особых условий их возникновения, своевременности и полноты аварийно-спасательных мероприятий и оказания медицинской помощи пострадавшим. Принимая во внимание все это, можно считать установленным, что поражения при взрывах на море по своей сложности и многообразию вариантов могут рассматриваться как более сложные, нежели аналогичные на суше.
В специфических условиях флота могут быть выделены и другие особые виды взрывных поражений, главной отличительной особенностью которых является то, что передающей энергию взрыва средой выступает вода, по своей плотности и другим физическим свойствам близкая к тканям человека. Речь идет о поражениях людей, находящихся в воде в момент подводного взрыва, и минно-взрывных ранениях на мелководье.
Поражения подводными взрывами впервые описаны Вильямсом в 1917 г. [Тимофеев Н. С, 1944]. Однако основной совокупный опыт военной медициной был накоплен трудами специалистов союзных держав во время второй мировой войны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.