Шина IEEE-488 является средством связи «коллективного пользования»: все устройства, включенные в систему, подключаются к шине параллельно. Поэтому шина, состоящая из 16 проводов или линий, подведена к каждому из участников. Шина допускает объединение в одну систему максимум 15 устройств. В принципе, каждое из входящих в систему устройств может вступить в (двустороннюю) связь с любым другим устройством и передать результат измерений или управляющие сигналы. Каждое устройство должно быть способно выполнять, по крайней мере, одну из следующих трех функций: быть «источником данных», «приемником данных» или «контроллером» (управляющим устройством). «Источник» передает по шине данные всем подключенным к ней устройствам, а «приемник» принимает данные из шины. Многие приборы могут быть как источниками, так и приемниками; в режиме приема программируемый прибор получает предназначенные ему управляющие сигналы, а в режиме выдачи данных передает свои результаты
измерений. В простейшем случае система состоит из одного источника, соединенного с одним приемником. При этом данные передаются в одном направлении. Источник вручную устанавливается на работу в режиме «только выдача данных», а приемник — на работу в режиме «только прием». Таким образом можно, например, подключить измерительный прибор к плоттеру или самописцу.
Упомянутый выше «контроллер» управляет шиной, указывая, какому устройству быть источником и каким устройствам быть приемниками. Контроллер может также установить одно или несколько устройств в какой-то другой режим работы, в котором это устройство, как измерительный прибор, будет выполнять функцию, отличающуюся от уже указанных.
Сигналы, передаваемые по 16 линиям шины IEEE-488, имеют уровни, принятые в транзисторно-транзисторной логике (ТТЛ-сигналы), и вырабатываются схемами «с открытым коллектором». Совокупность всех линий разбивается на три подшины, каждая из которых выполняет свою функцию:
а. Шина ввода/вывода данных (DIO). Эта шина состоит из восьми линий. Данные представлены параллельно передаваемыми битами и последовательно передаваемыми байтами. Передача данных по шине DIO осуществляется асинхронно согласно процедуре, называемой «квитированием», когда ее участники обмениваются «квитанциями».
b. Шина квитирования. Эта шина состоит из трех линий, сигналы на которых в совокупности управляют процедурой передачи данных по шине DIO. Только после того, как самый медленный участник закончит чтение и прием данных, шина освобождается для выполнения следующего действия. Недостаток этого способа заключается в том, что в случае, когда один из участников не в состоянии выдать сигнал «готовности», шина остается заблокированной для дальнейшего использования. Поэтому контроллер должен, спустя заданное «время ожидания», восстановить нормальный решим на шине.
с. Шина управления. Эта шина состоит из 5 линий, используемых для того, чтобы обеспечить упорядоченную передачу сообщений по шине.
Сейчас кратко будет объяснена работа каждой из этих трех подшин.
Начнем с шины данных. По этой шине передаются не только собственно данные (результаты измерений, управляющие сигналы), но также адреса участников, общие команды и байты, выражающие состояние шины. Тип данных, передаваемых по шине DIO, определяется линией ATN («Внимание») шины управления. Если сигнал на линии ATN имеет логическое значение «истина», то это означает, что на шине данных находится адрес или общая команда и все участники должны ее принимать. Когда сигнал на линии ATN имеет значение «ложь», на шине данных находятся данные, относящиеся только к тем устройствам, которые ранее были объявлены источником и приемниками. Важно отметить, что на всех линиях шины квитирования и шины управления используется отрицательная логика: значению «истина» (логическая единица) соответствует низкий уровень (ТТЛ-) напряжения, а значению «ложь» (логический ноль) — высокий уровень (ТТЛ-) напряжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.