Проблемы распрвделения прибыли, страница 9

изводства (в сравнении с прошлым годом) медикаментов, товаров народ­ного потребления, медицинской техники;

д) затрат на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них, но не более 2% облагаемой прибыли.

При разработке комплекса налоговых льгот необходимо учитывать интересы госбюджета и предприятий, а также возможность осуществле­ния контроля за правильным их использованием.

Важнейшим направлением на пути создания современной налоговой системы является существование налога на имущество. Такое расшире­ние налогооблагаемой базы, с одной стороны, позволяет получить ста­бильный источник доходов бюджета; с другой — он дает импульс предприя­тиям реализовывать излишки основных средств, запасы неустановленного оборудования, другие запасы на складах. Его введение побуждает к организации многосменной работы, наведению порядка в учете и склад­ском хозяйстве. Ставка этого налога установлена в размере 1 % от сто­имости имущества и уплата его производится из прибыли.

Предложенная нами система налогообложения прибыли будет способ­ствовать: увеличению доходов бюджета, сверхплановой прибыли, объема производства товарной продукции и товаров народного потребления; снижению себестоимости; внедрению в производство достижений науки и техники; вложению денежных средств в сельскохозяйственное производ­ство. Пример расчета сумм прибыли, необходимых для внесения в бюд­жет, приведен в табл. 3.1.

Налоговая система наряду с целевыми льготами должна включать финансовые санкции, призванные усиливать экономическую ответствен­ность предприятий за эффективность ведения хозяйства. Финансовые санкции должны препятствовать получению дополнительных доходов путем необоснованного повышения цен на продукцию; отказу от заключе­ния договоров на поставку продукции по госзаказу; свертыванию произ­водства в целях создания дефицита товаров и получения других преиму­ществ ввиду монопольного положения на рынке товаров и услуг.

Одним из сильнейших рычагов, регулирующих экономические взаимо­отношения предприятий с государством, становится налоговая система, которая должна строиться так, чтобы отвечать требованиям благоприят­ного развития экономики. От прогрессивности этой системы в значитель­ной мере зависят темпы экономического роста. Мировой опыт свидетель­ствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема. Она постоянно изменяется, динамично приспосабливаясь к воспроизводствен­ным процессам, рынку. Налоговые механизмы относятся к числу длитель­но действующих рычагов, не дающих немедленного эффекта. В настоящее время особое значение приобретает устойчивость, стабильность налого­вой системы, позволяющая предприятиям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов. При переходе на налогообложение прибыли в 1991 г. был допущен ряд

74



Таблица 3.1. Расчет сумм прибыли, необходимой для внесения в госбюджет


Показатели

Сумма, тыс. руб.

Ставка, налога, %

Сумма налога, тыс. руб.

А 1. Балансовая прибыль фактическая, в том числе: а) доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принад­лежащим предприятию б) доходы от долевого участия в сов­местных предприятиях в) прибыль от проведения массовых концертно-эрепищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, других помещениях г) прибыль от посреднических операций и сделок а) доходы казино, видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем е] прибыль от реализации экспортной продукции ж) сверхплановая прибыль от реализации товарной продукции з) прибыль, направленная на благо­творительные цели и] прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной продукции 2. Рентные платежи, вносимые в установленном порядке из прибыли 3. Сумма превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, заня­того в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной 4. Льготы на прибыль 5. Облагаемая прибыль 6. Налог на имущество предприятия 7. Сумма прибыли для внесения в бюджет

1 60850 2147 1420 4SOO 780 120 620 51263

2 x IS 15 60 60 70 30 20 40

3 x 322 852 1350 156 20505 2442 25627


ошибок. На налогообложение прибыли необходимо было перевести от­дельные предприятия различных отраслей или все предприятия одной отрасли. Налогообложение прибыли целесообразно было апробировать путем проведения экономического эксперимента, в результате которого можно было выявить ряд существенных недостатков нововведенной налоговой системы.

75