Проблемы распрвделения прибыли, страница 8

В настоящее время в экономической литературе ведутся оживленные дискуссии по поводу установления размера налоговой ставки. Налог на прибыль должен заинтересовать предприятия в росте производства, достижении высоких конечных результатов хозяйственной деятельности. Вместе с тем в условиях значительного финансового напряжения нельзя не принимать в расчет потребность государства в поступлении платежей из прибыли, необходимых для решения важнейших социально-экономи­ческих программ.

Ставку налога на облагаемую прибыль предприятий и организаций следует установить в размере 40%. Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 35 - 40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства. Установление ставки в размере 40%, а с

72


учетом льгот даже ниже, в целом не противоречит мировым тенденциям. Предлагаемая ставка налога выше той, которая применялась в 1991 г. (35%). Однако сейчас, когда экономика России находится в глубочайшем кризисе, расходы бюджета превышают доходы, ставка налога на прибыль в размере 40% является вполне обоснованной. Ставка налога на обла­гаемую прибыль должна быть одинакова для всех предприятий (диффе­ренциации в зависимости от уровня доходности, размера предприятия и других факторов не должно быть).

Прибыль от реализации экспортной продукции следует облагать по ставке 30% (исходя из мирового опыта налогообложения совместных предприятий). Более низкая ставка налога Будет стимулировать увеличе­ние прибыли, полученной от реализации экспортной продукции. В настоя­щее время России необходимы значительные валютные средства для погашения долга бывшего СССР. Поэтому одной из основных задач эко­номической политики государства является увеличение реализации продукции на экспорт.

Сверхплановую прибыль от реализации товарной продукции целесо­образно облагать по ставке 20% (т.е. половина от 40%). У предприятий должна быть заинтересованность в увеличении объема реализации товар­ной продукции, снижении себестоимости, раскрытии внутрихозяйственных резервов. Контроль за правильностью исчисления плановой и сверхплано­вой прибыли следует возложить на налоговые органы.

С целью увеличения доходов бюджета ставки налогов на прибыль от концертно-зрелищных мероприятий и посреднических сделок считаем целесообразным установить в размере 60%, так как в настоящее время эти ставки выше в среднем в 1,5 раза от основной. Ставки налога с дохо­дов, полученных от принадлежащих предприятию ценных бумаг, долевого участия в других предприятиях, услуг казино и видеопоказа, следует оставить неизменными.

Важную роль в создании совершенной налоговой системы должны сыграть налоговые льготы. Необходимо полностью освобождать от упла­ты налога на прибыль предприятия с высоким коэффициентом физического износа основных фондов и низким уровнем обеспечения объектами социально-культурной сферы.

При исчислении налога облагаемую прибыль при фактически произ­веденных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоря­жении предприятия, необходимо уменьшать на суммы:

а) в размере 50% затрат предприятий (кроме капвложений) на проведе­ние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготов­ку и освоение новых технологий и видов продукции;

б) направленные на ввод новых мощностей на предприятиях по произ­водству медицинской техники, медикаментов;

в) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными органами власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов социально-культурной сферы; г) прибыли, полученной за счет превышения физических объемов про-

73