В настоящее время в экономической литературе ведутся оживленные дискуссии по поводу установления размера налоговой ставки. Налог на прибыль должен заинтересовать предприятия в росте производства, достижении высоких конечных результатов хозяйственной деятельности. Вместе с тем в условиях значительного финансового напряжения нельзя не принимать в расчет потребность государства в поступлении платежей из прибыли, необходимых для решения важнейших социально-экономических программ.
Ставку налога на облагаемую прибыль предприятий и организаций следует установить в размере 40%. Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных условиях хозяйствования налоговая ставка на уровне 35 - 40% является тем пределом, за которым теряется заинтересованность в наращивании производства. Установление ставки в размере 40%, а с
72
учетом льгот даже ниже, в целом не противоречит мировым тенденциям. Предлагаемая ставка налога выше той, которая применялась в 1991 г. (35%). Однако сейчас, когда экономика России находится в глубочайшем кризисе, расходы бюджета превышают доходы, ставка налога на прибыль в размере 40% является вполне обоснованной. Ставка налога на облагаемую прибыль должна быть одинакова для всех предприятий (дифференциации в зависимости от уровня доходности, размера предприятия и других факторов не должно быть).
Прибыль от реализации экспортной продукции следует облагать по ставке 30% (исходя из мирового опыта налогообложения совместных предприятий). Более низкая ставка налога Будет стимулировать увеличение прибыли, полученной от реализации экспортной продукции. В настоящее время России необходимы значительные валютные средства для погашения долга бывшего СССР. Поэтому одной из основных задач экономической политики государства является увеличение реализации продукции на экспорт.
Сверхплановую прибыль от реализации товарной продукции целесообразно облагать по ставке 20% (т.е. половина от 40%). У предприятий должна быть заинтересованность в увеличении объема реализации товарной продукции, снижении себестоимости, раскрытии внутрихозяйственных резервов. Контроль за правильностью исчисления плановой и сверхплановой прибыли следует возложить на налоговые органы.
С целью увеличения доходов бюджета ставки налогов на прибыль от концертно-зрелищных мероприятий и посреднических сделок считаем целесообразным установить в размере 60%, так как в настоящее время эти ставки выше в среднем в 1,5 раза от основной. Ставки налога с доходов, полученных от принадлежащих предприятию ценных бумаг, долевого участия в других предприятиях, услуг казино и видеопоказа, следует оставить неизменными.
Важную роль в создании совершенной налоговой системы должны сыграть налоговые льготы. Необходимо полностью освобождать от уплаты налога на прибыль предприятия с высоким коэффициентом физического износа основных фондов и низким уровнем обеспечения объектами социально-культурной сферы.
При исчислении налога облагаемую прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, необходимо уменьшать на суммы:
а) в размере 50% затрат предприятий (кроме капвложений) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых технологий и видов продукции;
б) направленные на ввод новых мощностей на предприятиях по производству медицинской техники, медикаментов;
в) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными органами власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов социально-культурной сферы; г) прибыли, полученной за счет превышения физических объемов про-
73
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.