Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 5

Из таблицы №6 мы видим, что учащиеся отмечали мероприятия  текущих годов, как и мероприятия из начальной школы. Соотношение учебных и внеучебных совместных мероприятий учеников и учителей равно 1:5, то есть, 8 мероприятий учебных и 40 мероприятий из внеучебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кооперативные отношения между учителями и учениками присутствуют как в учебной, так и во внеучебной деятельности, однако в последней в пять раз больше. Выделить можно 8 и 9 классы, именно в этих классах больше, чем в других классах, значимых мероприятий из начальной школы и наименее общих мероприятий. В данных классах, можно предположить, что очень мало общих мероприятий и совместных мероприятий с учителями.

Наиболее значимые мероприятия, где больше двух учащихся отметили, это:

·  День здоровья (выезд всей школы на природу);

·  Классные чаепития;

·  Выпускные вечера (после 3 и 9 классов);

·  КВНы с учителями (как тематические, так и посвященные праздникам);

·  Новый год.

Также качественный анализ позволил увидеть специфику идентификационных характеристик (целей, норм, ценностей).

Подростки без опыта кооперативного взаимодействия, считают, что все решают учителя, правила и нормы устанавливаются учителями и неповиновение грозит санкциями. Участвуют они в мероприятиях как правили по тому, что их пригласили, попросили учителя, заставили придти. Получают от мероприятий – удовольствие, разнообразие досуга. Поэтому цели взаимодействия между учителями и подростками определяются – не портить отношения, сохранить хорошие отношения, чтобы это не повлияло на успеваемость и взаимоотношения с родителями, сплотиться с классом.

Подростки же с опытом кооперативного взаимодействия с учителями, говорят, что учителя с ними считаются, происходят конструктивные споры, решают все на равных. Участвуют, чтобы реализовать себя, чтобы раскрыть в себе качества, чтобы почувствовать себя значимым, уважаемым, уверенным, самостоятельным. Общение с учителями дает «Уверенность в себе. И то, что я могу сделать больше, чем думаю» (заполненные бланки интервью смотрите в приложении №3, вопросы 8 и 9).

Для дальнейшего исследования значимости взрослого-учителя для подростков, если они участвуют в кооперативном взаимодействии, мы обработали мини-сочинения контент-анализом (смотрите Приложение №4). Методика контент-анализа подразумевает анализ продуктов деятельности. Проведение контент-анализа требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа – ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Такими категориями исследования в нашем исследовании выступало количество высказываний, частота отражения таких тем, как: кто важен для подростка и почему . Нами был проведен контент-анализ во всех классах. Юношам и девушкам предлагалось написать сочинение на тему: «Кто для меня важен в школе», нами не было введено ни каких ограничений по времени и объему сочинения.

С помощью контент-анализа мы выделили идентификационные модели:

·  Только учителя, и если учителя на первом месте;

·  Учителя, друзья равнозначно;

·  Друзья, одноклассники.

Для нас важно, как соотносятся показатели по данным группам у подростков с опытом кооперативного взаимодействия с учителями и у подростков без опыта кооперативного взаимодействия с учителями. Поэтому мы сопоставили результаты интервью и контент-анализ сочинения (смотрите Приложение №5). Для наглядного различия мы составили таблицу, в которой соединили выбор идентификационной модели с наличием или отсутствием опыта кооперативного взаимодействия у подростков.

Таблица №7. Выбор идентификационных моделей подростками с наличием и отсутствием опыта кооперативного взаимодействия.

КЛАСС

Только учителя, и если учителя на первом месте

Учителя, друзья равнозначно

Друзья, одноклассники

(кооп.)

(нет кооп.)

(кооп.)

(нет кооп.)

(кооп.)

(нет кооп.)

6

44,7%

26,3%

10,5%

10,5%

-

5,3%

7

21%

10,5%

47,3%

10,5%

5,2%

5,2%

8

19,3%

19,3%

38,4%

19,3%

3,8%

7,69%

9

26,7%

33,4%

6,6%

26,7%

6,6%

-

10А

16,7%

-

38,8%

11,1%

16,7%

16,7%

10Б

29,6%

5,8%

53%

5,8%

-

5,8%

11

38,6%

7,6%

36,8%

-

7,6%

7,6%