Из таблицы №6 мы видим, что учащиеся отмечали мероприятия текущих годов, как и мероприятия из начальной школы. Соотношение учебных и внеучебных совместных мероприятий учеников и учителей равно 1:5, то есть, 8 мероприятий учебных и 40 мероприятий из внеучебной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кооперативные отношения между учителями и учениками присутствуют как в учебной, так и во внеучебной деятельности, однако в последней в пять раз больше. Выделить можно 8 и 9 классы, именно в этих классах больше, чем в других классах, значимых мероприятий из начальной школы и наименее общих мероприятий. В данных классах, можно предположить, что очень мало общих мероприятий и совместных мероприятий с учителями.
Наиболее значимые мероприятия, где больше двух учащихся отметили, это:
· День здоровья (выезд всей школы на природу);
· Классные чаепития;
· Выпускные вечера (после 3 и 9 классов);
· КВНы с учителями (как тематические, так и посвященные праздникам);
· Новый год.
Также качественный анализ позволил увидеть специфику идентификационных характеристик (целей, норм, ценностей).
Подростки без опыта кооперативного взаимодействия, считают, что все решают учителя, правила и нормы устанавливаются учителями и неповиновение грозит санкциями. Участвуют они в мероприятиях как правили по тому, что их пригласили, попросили учителя, заставили придти. Получают от мероприятий – удовольствие, разнообразие досуга. Поэтому цели взаимодействия между учителями и подростками определяются – не портить отношения, сохранить хорошие отношения, чтобы это не повлияло на успеваемость и взаимоотношения с родителями, сплотиться с классом.
Подростки же с опытом кооперативного взаимодействия с учителями, говорят, что учителя с ними считаются, происходят конструктивные споры, решают все на равных. Участвуют, чтобы реализовать себя, чтобы раскрыть в себе качества, чтобы почувствовать себя значимым, уважаемым, уверенным, самостоятельным. Общение с учителями дает «Уверенность в себе. И то, что я могу сделать больше, чем думаю» (заполненные бланки интервью смотрите в приложении №3, вопросы 8 и 9).
Для дальнейшего исследования значимости взрослого-учителя для подростков, если они участвуют в кооперативном взаимодействии, мы обработали мини-сочинения контент-анализом (смотрите Приложение №4). Методика контент-анализа подразумевает анализ продуктов деятельности. Проведение контент-анализа требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа – ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Такими категориями исследования в нашем исследовании выступало количество высказываний, частота отражения таких тем, как: кто важен для подростка и почему . Нами был проведен контент-анализ во всех классах. Юношам и девушкам предлагалось написать сочинение на тему: «Кто для меня важен в школе», нами не было введено ни каких ограничений по времени и объему сочинения.
С помощью контент-анализа мы выделили идентификационные модели:
· Только учителя, и если учителя на первом месте;
· Учителя, друзья равнозначно;
· Друзья, одноклассники.
Для нас важно, как соотносятся показатели по данным группам у подростков с опытом кооперативного взаимодействия с учителями и у подростков без опыта кооперативного взаимодействия с учителями. Поэтому мы сопоставили результаты интервью и контент-анализ сочинения (смотрите Приложение №5). Для наглядного различия мы составили таблицу, в которой соединили выбор идентификационной модели с наличием или отсутствием опыта кооперативного взаимодействия у подростков.
Таблица №7. Выбор идентификационных моделей подростками с наличием и отсутствием опыта кооперативного взаимодействия.
КЛАСС |
Только учителя, и если учителя на первом месте |
Учителя, друзья равнозначно |
Друзья, одноклассники |
|||
(кооп.) |
(нет кооп.) |
(кооп.) |
(нет кооп.) |
(кооп.) |
(нет кооп.) |
|
6 |
44,7% |
26,3% |
10,5% |
10,5% |
- |
5,3% |
7 |
21% |
10,5% |
47,3% |
10,5% |
5,2% |
5,2% |
8 |
19,3% |
19,3% |
38,4% |
19,3% |
3,8% |
7,69% |
9 |
26,7% |
33,4% |
6,6% |
26,7% |
6,6% |
- |
10А |
16,7% |
- |
38,8% |
11,1% |
16,7% |
16,7% |
10Б |
29,6% |
5,8% |
53% |
5,8% |
- |
5,8% |
11 |
38,6% |
7,6% |
36,8% |
- |
7,6% |
7,6% |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.