Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 8

В таблице №9 мы видим, что у учащихся 8-9 классов с опытом кооперативного взаимодействия и без опыта кооперативного взаимодействия на 1 ранге стоит одна ценность – Здоровье. На наш взгляд, это общечеловеческая ценность, на которую не влияет наличие или отсутствие опыта кооперативного взаимодействия у учащихся. Также видим, что 2 и 3 ранг в обеих группах занимают ценности – Хорошие и верные друзья и Счастливая семейная жизнь. На наш взгляд, обе группы определяют для себя ценность малой группы, к которой они принадлежат или будут принадлежать. Различие в ценностях мы видим в 4 и 5 рангах. Для группы с опытом кооперативного взаимодействия, наиболее ценна ценность – Интересная работа, так как мы предполагаем, что именно в кооперативном взаимодействии был получен позитивный опыт и чувства удовольствия и удовлетворения. Следующей стоит ценность – Материально обеспеченная жизнь, что на наш взгляд является последовательным, так как это стоит после интересной работы и есть ценность благополучия взрослой жизни. Для группы без опыта кооперативного взаимодействия, наиболее ценна ценность – Материально обеспеченная жизнь. Это, конечно же, показывает, что подростки задумываются о своей будущей жизни. Свобода – ценность, которая стоит следующей в этой группе. Данной ценности нет в сравниваемой группе, значит, мы можем предположить, что эта ценность значима, так как есть дефицит чувства свободы у подростков.6 ранг у обеих групп занимает ценность – Любовь.

В целом в обеих группах, мы видим, что высокие ранги занимают те ценности, которые отражают будущую жизнь, взрослую жизнь с одной стороны, и с некоторой долей идеализации с другой стороны. Одно и другое  связано с возрастными особенностями развития. Большая часть учащихся после 9 класса покинет школу, и будет поступать в среднеспециальные и среднетехнические учебные заведения. И уже сейчас они задумываются о выборе специальности, о будущей работе. Ценности более идеализированы в группе без опыта кооперативного взаимодействия, где на наш взгляд не определены ценности, через что будет достигнуто материальное благополучие и свобода. Так как в группе с опытом кооперативного взаимодействия есть наличие ценности – Интересная  работа.

Таблица №10. Сравнение первых шести общегрупповых терминальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Терминальные ценности

10-11 кл. (кооп.)

Групповой

ранг

Терминальные ценности

10-11 кл. (без кооп.)

Здоровье

1

Здоровье

Хорошие и верные друзья

2

Счастливая семейная жизнь

Счастливая семейная жизнь

3

Хорошие и верные друзья

Любовь

4

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

5

Уверенность в себе

Уверенность в себе

6

Свобода