Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 11

Таблица №13. Сравнение первых шести общегрупповых инструментальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Инструментальные ценности

10-11 кл. (кооп.)

Групповой

ранг

Инструментальные ценности

 10-11 кл. (беp кооп.)

Воспитанность

1

Жизнерадостность

Жизнерадостность

2

Аккуратность

Образованность

3

Исполнительность

Аккуратность

4

Воспитанность

Честность

5

Самоконтроль

Самоконтроль

6

Смелость в отстаивании своего мнения

В таблице №13 мы видим, что в данной возрастной группе также как и предыдущей нет совпадений между ценностями по рангам.

На 1 ранге в группе с опытом кооперативного взаимодействия находится ценность – Воспитанность, мы считаем, что эта ценность отражает принятие норм поведения подростками, способов общения взрослого мира.

1 ранг в группе без опыта кооперативного взаимодействия занимает ценность – Жизнерадостность. Это можно проинтерпретировать как инфантильное отношение к жизни, тем более что данная возрастная группа находится на выпуске из школы и определения и выбора дальнейшей своей жизни. 2 и 3 ранг занимают ценности – Аккуратность и Исполнительность. Мы предполагаем, что это те ценности, которые лежат в основе общения с этой группой взрослых и ее оценивание, и общения подростков между собой. На 4 и 5 рангах находятся ценности – Воспитанность и Образованность, таким образом, эти ценности наименее значимы для данной группы, чем для группы с опытом кооперативного взаимодействия.

Уже традиционно на 5 и 6 рангах расположены ценности – Самоконтроль и Смелость в отстаивании своего мнения, мы видим в этом дефицит у подростков, однако, в группе с опытом кооперативного взаимодействия данных ценностей меньше.

Таким образом, подводя итог анализу инструментальных ценностей можно сделать выводы:

·  Ценности – Образованность и Воспитанность, располагаются в первых рангах в группе с опытом кооперативного взаимодействия, и мы считаем, что эта ценность отражает принятие норм поведения взрослых подростками, способов общения взрослого мира;

·  Ценность – Аккуратность, в группе с опытом кооперативного взаимодействия с возрастом становится менее значимой (2ранг -> 3 ранг -> 4 ранг), в отличие от группы без опыта кооперативного взаимодействия;

·  Такие ценности – Самоконтроль, Смелость в отстаивании своего мнения, Твердая воля, преобладают в группе учащихся без опыта кооперативного взаимодействия, мы видим это дефицит у подростков, который очень важен для взаимоотношений, однако, в группе с опытом кооперативного взаимодействия данных ценностей меньше;