Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 4

Из таблицы №5 видно, что первый признак присутствует у 100% учащихся, имеющих опыт кооперативного взаимодействия. Напомним, что это признак «Совместный характер взаимодействия». Как видно из таблицы второй признак «Распределение обязанностей и ответственности, учитывая ресурсы участников» представлен менее всех других признаков, нет возрастной динамики. Показатель 6 класса – 41% и показатель 11 класса – 45,4% это подтверждают. Значит можно предположить, что распределение обязанностей и ответственности, с учитыванием ресурсов подростков возможно во всех возрастах. Низкий показатель среди классов  в 7 классе – 20% и 10 «А» - 15,3%, значит, учителя в этих классах не распределяют ответственность, выполняют все сами, не учитывают возможности подростков.

Третий признак «Взаимозависимость участников, результат зависит от каждого участника» так же как и второй признак имеет невысокие показатели. Так учащиеся 7, 9 и 10 «А» классов считают, что результат совместных мероприятий зависит от учителей. Таким образом, очевидно, что распределение ответственности и обязанностей между участниками взаимодействия происходит неравномерно, учителя не отдают ответственность подросткам.

«Равноправные партнерские отношения между участниками» - четвертый признак кооперативного взаимодействия. Показатели стабильно высокие в большинстве классов, кроме 6 класса – 33,3%. Мы предполагаем, что это может быть возрастной особенностью или особенностью взаимодействия учителей с данным классом, которые не могут взаимодействовать на равных и учащихся могут считать еще маленькими.

Последний пятый признак «Доброжелательные отношения между участниками взаимодействия» имеет одни из высоких показателей. Таким образом, мы видим, что учащиеся при кооперативном взаимодействии с учителями чувствуют доброжелательные отношения к ним.

При анализе интервью, мы заметили наличие временного диапазона участия подростков в мероприятиях, характер мероприятий (учебный и внеучебный). Эти данные представлены в таблице №6.

Таблица №6. Мероприятия с кооперативным характером взаимодействия.

Класс

Мероприятия 2002-2004г.

Мероприятия

в начальной школе

6 класс

Соревнования по пионерболу (2), чаепитие (7), изготовление газеты (1), подготовка линейки (1), Роев ручей (2), инсценировка (2).

Выезд на городскую елку (1)

7 класс

Новый год (3), посещение театра, День здоровья на природе (11), школьный концерт, чаепитие, поездка в компьютерный клуб (1)

Выезд на новогоднее представление (1)

8 класс

Спорт. соревнования (2) лыжная база (1), чаепитие (3), «А ну-ка, девушки» (2), День здоровья на природе (5), Новый год (1), изготовление газеты (1), подготовка к открытому уроку (1)

Чаепитие (1), выпускной вечер (7), конкурс чтецов (1),Спорт. соревнования (1)

9 класс

КВН по экологии (2), День здоровья на природе (2), Роев ручей (1), чаепитие (1), спорт. соревнования (1)

Новый год (4), посещение театра (1), выпускной (1)

10 «А»

класс

День здоровья на природе (9), спорт. Соревнования (1), выпускной в 9 классе (5), конференция (2), кинотеатр (1)

10 «Б»

класс

День здоровья на природе (7), дискотека (2), КВН против курения (4), чаепитие (1)

Выпускной вечер (1), Столбы (1)

11 класс

КВНы (7), поездка в кино (2), День здоровья на природе (5)