Для выявления различий в формировании идентичности у подростков с опытом кооперативного взаимодействия и без данного опыта мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. Поскольку система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону личности и является признаком идентичности. Методика Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуально стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что како-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации). Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом), в начале список терминальных ценностей, а затем список инструментальных ценностей. Данная работа также проводилась, как и предыдущая, в группе. Это было возможным, так как классы были небольшие по количеству.
Так как исследование проводилось в группе, мы сочли возможным изменить инструкцию и использовать вместо карточек как в оригинале, таблицы. Поэтому испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлена таблица, содержащая 18 ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберете вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остальными. Наиболее важная ценность останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию» (бланки методики смотрите в Приложении №2).
Нас в начале беспокоило, как примут ценности 6 и 7 классы. Но к нашему удивлению не было отказов, вопросы задавались, как и в других классах на уточнения смыслов содержания ценностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В интервью респондентами выступили 127 учащихся 6-11 классов. Интервью состоит из 10 проективных вопросов, в которых заложены пять признаков кооперативного взаимодействия (заполненные бланки интервью смотрите в приложении №3). При количественной обработке интервью для определения кооперативного взаимодействия использовалось наличие большинства признаков, то есть, три и более. Полные данные количественного анализа представлены в таблице №4.
Таблица №4. Сводная таблица наличия и отсутствия признаков кооперативного взаимодействия у учащихся.
| КЛАСС | Количество учащихся | Количество признаков | Общее кол-во уч-ся в классе | |||
| с кооп. (кол-во, %) | без кооп. (кол-во, %) | 3 (кол-во, %) | 4 (кол-во, %) | 5 (кол-во, %) | ||
| 6 | 12 (60%) | 8 (40%) | 5 (41,6%) | 6 (50%) | 1 (8,3%) | 20 | 
| 7 | 20 (77%) | 6 (23%) | 12 (60%) | 7 (35%) | 1 (5%) | 26 | 
| 8 | 8 (57,1%) | 6 (42,8%) | 2 (25%) | 4 (50%) | 2 (25%) | 14 | 
| 9 | 6 (40%) | 9 (60%) | 2 (33,4%) | 3 (50%) | 1 (16,6%) | 15 | 
| 10 «А» | 13 (72,2%) | 5 (27,8%) | 7 (53,8%) | 6 (46,2%) | 0 | 18 | 
| 10 «Б» | 14 (82,4%) | 3 (17,6%) | 4 (28,5%) | 6 (43%) | 4 (28,5%) | 17 | 
| 11 | 11 (84, 6%) | 2 (15,4%) | 3 (27,2%) | 3 (27,2%) | 5 (45,6%) | 13 | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.