Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 2

Для выявления различий в формировании идентичности у подростков с опытом кооперативного взаимодействия и без данного опыта мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. Поскольку система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону личности и является признаком идентичности. Методика Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуально стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что како-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации). Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом), в начале список терминальных ценностей, а затем список инструментальных ценностей. Данная работа также проводилась, как и предыдущая, в группе. Это было возможным, так как классы были небольшие по количеству.

Так как исследование проводилось в группе, мы сочли возможным изменить инструкцию и использовать вместо карточек как в оригинале, таблицы. Поэтому испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлена таблица, содержащая 18 ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберете вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остальными. Наиболее важная ценность останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию» (бланки методики смотрите в Приложении №2).

Нас в начале беспокоило, как примут ценности 6 и 7 классы. Но к нашему удивлению не было отказов, вопросы задавались, как и в других классах на уточнения смыслов содержания ценностей.

  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В интервью респондентами выступили 127 учащихся 6-11 классов. Интервью состоит из 10 проективных вопросов, в которых заложены пять признаков кооперативного взаимодействия (заполненные бланки интервью смотрите в приложении №3). При количественной обработке интервью для определения кооперативного взаимодействия использовалось наличие большинства признаков, то есть, три и более. Полные данные количественного анализа представлены в таблице №4.

Таблица №4. Сводная таблица наличия и отсутствия признаков кооперативного взаимодействия у учащихся.

К

Л

А

С

С

Количество учащихся

Количество признаков

Общее кол-во уч-ся в классе

с кооп.

(кол-во, %)

без

кооп.

(кол-во, %)

3

(кол-во, %)

4

(кол-во, %)

5

(кол-во,

%)

6

12

(60%)

8

(40%)

5

(41,6%)

6

(50%)

1

(8,3%)

20

7

20

 (77%)

6

(23%)

12

(60%)

7

(35%)

1

(5%)

26

8

8

(57,1%)

6

(42,8%)

2

(25%)

4

(50%)

2

(25%)

14

9

6

(40%)

9

(60%)

2

(33,4%)

3

(50%)

1

 (16,6%)

15

10 «А»

13

(72,2%)

5

(27,8%)

7

(53,8%)

6

(46,2%)

0

18

10 «Б»

14

(82,4%)

3

(17,6%)

4

(28,5%)

6

(43%)

4

(28,5%)

17

11

11

(84, 6%)

2

(15,4%)

3

(27,2%)

3

(27,2%)

5

(45,6%)

13