Для выявления различий в формировании идентичности у подростков с опытом кооперативного взаимодействия и без данного опыта мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. Поскольку система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону личности и является признаком идентичности. Методика Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуально стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (убеждения в том, что како-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации). Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом), в начале список терминальных ценностей, а затем список инструментальных ценностей. Данная работа также проводилась, как и предыдущая, в группе. Это было возможным, так как классы были небольшие по количеству.
Так как исследование проводилось в группе, мы сочли возможным изменить инструкцию и использовать вместо карточек как в оригинале, таблицы. Поэтому испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлена таблица, содержащая 18 ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберете вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остальными. Наиболее важная ценность останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию» (бланки методики смотрите в Приложении №2).
Нас в начале беспокоило, как примут ценности 6 и 7 классы. Но к нашему удивлению не было отказов, вопросы задавались, как и в других классах на уточнения смыслов содержания ценностей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В интервью респондентами выступили 127 учащихся 6-11 классов. Интервью состоит из 10 проективных вопросов, в которых заложены пять признаков кооперативного взаимодействия (заполненные бланки интервью смотрите в приложении №3). При количественной обработке интервью для определения кооперативного взаимодействия использовалось наличие большинства признаков, то есть, три и более. Полные данные количественного анализа представлены в таблице №4.
Таблица №4. Сводная таблица наличия и отсутствия признаков кооперативного взаимодействия у учащихся.
КЛАСС |
Количество учащихся |
Количество признаков |
Общее кол-во уч-ся в классе |
|||
с кооп. (кол-во, %) |
без кооп. (кол-во, %) |
3 (кол-во, %) |
4 (кол-во, %) |
5 (кол-во, %) |
||
6 |
12 (60%) |
8 (40%) |
5 (41,6%) |
6 (50%) |
1 (8,3%) |
20 |
7 |
20 (77%) |
6 (23%) |
12 (60%) |
7 (35%) |
1 (5%) |
26 |
8 |
8 (57,1%) |
6 (42,8%) |
2 (25%) |
4 (50%) |
2 (25%) |
14 |
9 |
6 (40%) |
9 (60%) |
2 (33,4%) |
3 (50%) |
1 (16,6%) |
15 |
10 «А» |
13 (72,2%) |
5 (27,8%) |
7 (53,8%) |
6 (46,2%) |
0 |
18 |
10 «Б» |
14 (82,4%) |
3 (17,6%) |
4 (28,5%) |
6 (43%) |
4 (28,5%) |
17 |
11 |
11 (84, 6%) |
2 (15,4%) |
3 (27,2%) |
3 (27,2%) |
5 (45,6%) |
13 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.