Эмпирическое исследование влияния кооперативного взаимодействия учителей и подростков на развитие идентификационных характеристик в подростковом возрасте, страница 7

Таблица №8. Сравнение первых шести общегрупповых терминальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Терминальные ценности

6-7 кл. (кооп.)

Групповой

Ранг

Терминальные ценности

6-7 кл. (без кооп.)

Здоровье

1

Здоровье

Счастливая семейная жизнь

2

Хорошие и верные друзья

Любовь

3

Материально обеспеченная жизнь

Хорошие и верные друзья

4

Счастливая семейная жизнь

Активная жизнь

5

Жизненная мудрость

Жизненная мудрость

6

Продуктивная жизнь

И так, в таблице №8 мы видим, что у учащихся 6-7 классов с опытом кооперативного взаимодействия и без опыта кооперативного взаимодействия 1 ранг занимает одна ценность – Здоровье. На наш взгляд, это общечеловеческая ценность, на которую не влияет наличие или отсутствие опыта кооперативного взаимодействия у учащихся. Также видим, что 2 и 4 ранг в обеих занимают ценности – Хорошие и верные друзья и Счастливая семейная жизнь. Группа с опытом кооперативного взаимодействия ставит на 2 ранг ценность – Счастливая семейная жизнь, а на 4 ранге находится ценность – Хорошие и верные друзья. В группе без опыта кооперативного взаимодействия ранги определены наоборот. На наш взгляд, обе группы определяют для себя ценность малой группы, к которой они принадлежат или будут принадлежать. Возможно, для группы с опытом кооперативного взаимодействия, наименее ценно наличие хороших и верных друзей, так как это и так присутствует в данных классах, и нет дефицита в этом. 3 ранг занимают разные ценности, причем, их можно отнести к полярным ценностям – Любовь и Материально обеспеченная жизнь. Мы думаем, что это очень показательно, так как при кооперативном взаимодействии ценны такие общечеловеческие ценности как Любовь, а при отсутствии данного взаимодействия преобладают именно индивидуалистические ценности. 5 и 6 ранги в обеих занимают близкие ценности – Активная жизнь, Продуктивная жизнь, Жизненная мудрость. Это именно ценности на перспективу, которыми обладает взрослый человек. На наш взгляд, наличие этих ценностей в первой шестерке связано с возрастными особенностями данной возрастной группы.

Таблица №19. Сравнение первых шести общегрупповых терминальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.

Терминальные ценности

8-9 кл. (кооп.)

Групповой

ранг

Терминальные ценности

8-9 кл. (без кооп.)

Здоровье

1

Здоровье

Хорошие и верные друзья

2

Хорошие и верные друзья

Счастливая семейная жизнь

3

Счастливая семейная жизнь

Интересная работа

4

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

5

Свобода

Любовь

6

Любовь