В таблице №11 мы видим, что на первых двух позициях находятся одинаковые ценности – Воспитанность и Аккуратность. Воспитанность можно рассматривать как ценность взрослых, это принятие норм поведения подростками, способов общения взрослого мира. 3 ранг занимают ценности – Честность и Жизнерадостность. Честность, на наш взгляд, является также ценностью взрослого мира, и она важна и проявляется в кооперативном взаимодействии. Можно считать ее приобретением кооперативного взаимодействия. Жизнерадостность – как ценность есть в обеих группах, 4 ранг она занимает в группе с опытом кооперативного взаимодействия. Совершенно различные ценности на 5 и 6 рангах. В первой группе это – Рационализм и Образованность, мы считаем это взрослыми ценностями, во второй - Смелость в отстаивании своего мнения и Высокие манеры. В ценности Смелость в отстаивании своего мнения, мы видим дефицит во взаимодействии среди подростков без опыта кооперативного взаимодействия.
Таблица №12. Сравнение первых шести общегрупповых инструментальных ценностей в группах с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия подростков и учителей.
Инструментальные ценности 8-9 кл. (кооп.) |
Групповойранг |
Инструментальные ценности 8-9 кл. (без кооп.) |
Воспитанность |
1 |
Аккуратность |
Образованность |
2 |
Самоконтроль |
Аккуратность |
3 |
Воспитанность |
Честность |
4 |
Образованность |
Независимость |
5 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
Самоконтроль |
6 |
Твердая воля |
В таблице №12 мы видим, что в данной возрастной группе нет совпадений между ценностями по рангам. Ценности, занимающие первые два ранга в группе с опытом кооперативного взаимодействия – Воспитанность и Образованность, мы считаем, что это принятие норм поведения подростками, способов общения взрослого мира. Первые две ценности в группе без опыта кооперативного взаимодействия – Аккуратность и Самоконтроль. Мы предполагаем, что это те ценности, которые лежат в основе общения с этой группой взрослых и ее оценивание, и общения подростков между собой. На 3 и 4 рангах находятся ценности – Воспитанность и Образованность, таким образом, эти ценности наименее значимы для данной группы, чем для группы с опытом кооперативного взаимодействия. Очень четкая тенденция видна в обеих группах на 5 и 6 рангах. В одной группе это ценности – Независимость и Самоконтроль, в другой – Смелость в отстаивании своего мнения и Твердая воля. Можно предположить, что это либо возрастная особенность или уровень кооперативных взаимоотношений невысокий и все-таки преобладает воля взрослого, которой противостоят учащиеся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.