Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 4

По мнению Газмана О.С., « самоопределение- готовность личности к индивидуальному ответственному выбору». [7].  К самоопределению можно отнести картину мира, себя, своей деятельности; т.е. выбор деятельности, которая наиболее интересна личности и характеризует эту самую личность как индивидуальность. Самоопределение может быть жизненным (временная перспектива «растянута» на всю жизнь и представляет собой план на жизненный путь в целом);  профессиональным (выбор профиля обучения, сферы деятельности, профессии); личностным (планирование межличностных отношений, событий, связанных с духовным и физическим развитием себя, планирование семейной и сексуальной жизни); гражданским ( самоопределение и «самочувствование» гражданина, гражданская позиция); и ситуативным (стихийное, ставшее нормой; неосознаваемый выбор,  оказывающий влияние на дальнейшую жизнь). 

Э. Эриксон считает, что в юношеском возрасте происходит становление идентичности, т.е. складывание собственного образа, а вместе с тем и образа будущей жизни, и исходя из этого, новообразованием возраста является идентичность. Причём идентичность понимается «широко»: от сексуальной, полоролевой определённости до готовности к профессиональному выбору и построению образа жизненного пути. Тем самым, Эриксон подчёркивает значимость юношеского возраста на дальнейшую жизнь личности и определяет круг задач, которые необходимо разрешить успешно в этом возрасте. [40].

Фельдштейн Д.И., Эльконин Б.Д. пишут о том, что, прежде всего, юношеский возраст- это возраст обращения к деятельности, возраст начала самореализации. Старшеклассник самоопределяется в системе социальных отношений через деятельность, пытаясь понять, в какой области он сможет быть полезен другим и при этом самореализоваться и самоутвердиться.  Подчёркивается важность пространства для проб в значимой старшекласснику деятельности. Таким образом, благодаря деятельности происходят самоопределение, саморазвитие, самореализация и самоутверждение старшеклассника. И новообразованием можно считать установившуюся социальную позицию. По мнению Фельдштейна Д.И., это пространство необходимо  продуманно структурировать. Оно должно заполняться не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования и т. д., но и соответствующими конструктами, обеспечивающими:

а) превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога во взрослыми.

         б) выделение детства во всей сложности его внутренних организаций в позицию реального субъекта такого диалога. Поэтому очень важен поиск  механизмов формирования отношений, объединяющих и разъединяющих детство и взрослость.    [27].

Божович Л.И. в качестве ведущей деятельности  выделяет самоопределение. В этом возрасте личность должна перейти от мечтаний к планированию и выбору профессии, что и будет являться новообразованием.  [4; 27].

Кон И.С. также подчёркивает важность профориентации, при этом отмечая сложности старшеклассника в выборе, планировании, адекватном определении собственных ресурсов. [16].

Гинзбург М.Р. пишет о том, что в юношеском возрасте происходит самоопределение. В его становлении он отмечает два аспекта: пространственно-временной и ценностный. И если ценности, так или иначе, получили оформление в подростковом возрасте, формируясь в течение жизни, то временной аспект начинает рассматриваться и становится значимым только в юношеском возрасте. Старшеклассник начинает мыслить себя и собственную деятельность в контексте связи времён. « Что важного сделал я в прошлом? Как это повлияло на мою жизнь? Какие ресурсы есть у меня в настоящем? И каким образом добиться желаемого в будущем?» Все эти вопросы задаёт себе старшеклассник. Однако Гинзбург М.Р. отмечает несостоятельность старшеклассника в самостоятельном выстраивании связи между ценностным и пространственно-временным аспектом: ему,  старшекласснику,  требуется поддержка в планировании.  [9;10].

Сергоманов П.А. в своём выступлении « К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте» определяет основные задачи юношеского возраста: