По нашему мнению, эта структура даёт очень хорошее представление о многих особенностях организаторской деятельности, о многих организаторских умениях, особенно касающихся взаимодействия людей, но в ней ничего не говорится об умении планировать, и недостаточное внимание уделено умению принятия решений. Для нас же эти упущенные способности являются важными, т.к. мы рассматриваем формирование организаторских способностей старшеклассника и выделяем эти умения в качестве ключевых для него.
3.2. Организаторские способности в компетентностном подходе.
Компетентности изначально были введены в сфере бизнеса для оценки деятельности людей. Также на тот момент это нововведение позволяло ответить на вопрос о стандартизации деятельности. «Компетентность понимается как совокупность способностей, предметных знаний из разных областей, умений, навыков, позволяющих осуществлять эффективное выполнение определённого вида деятельности (или её аспекта) на определённом уровне».[6]. Описано несколько видов компетентностей, в каждой из которых указаны те способности, которые входят в их структуру.
Организаторская компетентность, которую мы рассматривали, включает в себя следующие способности:
· умение принимать решения
· способность принимать ответственность за собственные решения
· способность планировать деятельность, прогнозировать её результаты
· способность контролировать собственную деятельность, управлять ею, а на более высоком уровне – умение контролировать деятельность других людей
· способность анализировать результаты деятельности, опыт (как позитивный, так и негативный) [13].
Эта компетентность, проявляясь в поведении, деятельности человека,
становится его личностным качеством, свойством. Соответственно, она становится компетентностью, которая характеризуется и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.
Для нашей модели организаторских способностей мы можем использовать способности, выделенные в структуре организаторской компетентности. Но, на наш взгляд, этого недостаточно: всё-таки, умения, связанные с взаимодействием с людьми, тоже должны быть включены в модель организаторских умений.
3.3. Модель организаторских способностей.
Как уже было сказано выше, в двух рассмотренных нами моделях есть серьёзные упущения: в модели Уманского Л.И.и Лутошкина А.Н. упущено умение планировать, а в модели организаторской компетентности упущены способности, которые связаны с взаимодействием, согласованием действий людей в организаторской деятельности.
Анри Файоль же смог в своей модели организаторских способностей отразить и планирование, и взаимодействие. У него к организаторским способностям относятся: умение планировать, умение выстраивать деятельность, умение распоряжаться ( ресурсами; человеческим потенциалом- если человек является руководителем, лидером); умение координировать и умение контролировать. [13; 40].
Используя все эти модели, мы составили свою модель организаторских способностей, которую бы можно было применить для формирования этих способностей у старшеклассников. По нашему мнению, важно, чтобы они научились мотивировать и организовывать самих себя, проявлять себя в организаторской деятельности и при этом взаимодействовать друг с другом, координировать усилия для достижения совместных целей.
Модель организаторских способностей.
Название способности( представлены в порядке очерёдности) |
В какой ситуации способность может проявиться? Что может являться критерием того, что оно проявилось? |
1.Проявление инициативы, принятие решения личностью об участии в той или иной деятельности. |
Добровольное принятие решения участвовать в деятельности, сообщение этого решения коллективу; принятие на себя руководящей роли в какой-либо деятельности. Критерий- готовность человека действовать и фиксация этой готовности в вербальной форме. |
2. Планирование предстоящей деятельности. |
Попросить старшеклассника написать план или рассказать его, а затем оценить план по следующим критериям: · Чёткость (наличие цели, образа деятельности и результата) · Логичность (правильная последовательность задач, шагов, направленных на достижение целей) · Соответствие планируемых действий поставленным целям · Соответствие имеющихся ресурсов притязаниям( ставит или не ставит личность завышенные и невыполнимые для себя цели?) · Определение необходимых личностных ресурсов, умений, которые могут помочь в достижении цели. |
3. Выполнение запланированного, умение контролировать выполняемое и доводить начатое до завершения, определённого результата. |
Следование плану. В случае возникновения трудностей - умение анализировать их причину, быстро принимать другие решения и предпринимать другие действия, если предпринятое ранее неэффективно, не ведёт достижению цели. Определяется в процессе наблюдения: осуществляет ли личность деятельность? Можно оценить, если произошло достижение какого-либо результата. |
4.Умение договариваться, согласовывать собственные действия с действиями других участников; распределять обязанности. |
Критерии- слаженная деятельность всех участников, отсутствие конфликтов в процессе деятельности или при появлении конфликтов быстрое их разрешение; знание каждым своей роли, функций; понимание того, что все работают на осуществление общего результата. |
5. Умение осмысливать результаты и процесс деятельности в целом по отношению к собственной жизни и личностному развитию. |
В индивидуальной беседе, в процессе всеобщего обсуждения или в анкете человек отмечает достижение/недостижение той или иной цели; анализирует деятельность в целом- выявляет собственные ошибки, неточности и успехи, соотносит, связывает их с использованными ресурсами; говорит о том, чему научился, какие умения, ресурсы приобрел; ощущение их ценности. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.