Третий этап – сентябрь 11 класса. Этап планирования собственного будущего, постановка задач, связанных с окончанием школы и поступлением в ВУЗ- определение необходимых ресурсов, путей достижения цели.
Четвертый этап – январь 11 класса. Планирование старшеклассником своей образовательной траектории в связи с окончанием школы и поступлением в ВУЗ.
В каждом из этих этапов первоначальными мероприятиями являются сессии по самоопределению, на которых и старшеклассники, и классные советники, и администрация старшей школы участвуют в обсуждениях и пытаются представить ответы на актуальные для старшеклассников вопросы. Благодаря сопровождению во время сессий, старшекласснику даются возможности понять основания своего выбора, основания принятия решений в старшей школе, планирование деятельности в образовательном пространстве, определение необходимых школьных и личностных ресурсов, которые важны для реализации поставленных целей и, таким образом, у старшеклассника формируются организаторские умения. Классный советник же должен сделать возможным и индивидуальное сопровождение старшеклассника в межсессионное время. Однако и администрация Гимназии, и педагогический коллектив осознают то, что индивидуальное сопровождение в межсессионное время классным наставникам не всегда удаётся проводить в связи с множеством возникающих проблем. И это является существенным дефицитом в деятельности старшей школы, т.к. взаимодействие педагога и старшеклассника вне учебного пространства, в пространстве самоопределения и социальных проб, оказывает влияние на формирование организаторских способностей, а значит и на решение задач юношеского возраста.
Под организаторскими способностями мы понимаем умения, которые позволяют личности эффективно осуществлять организаторскую деятельность. Обычно при попытке понимания сущности организаторских способностей пытаются выделить некоторые качества, характеристики, составляющие структуру этих способностей. Здесь мы приведём анализ нескольких структур разных авторов, чтобы в дальнейшем составить собственную модель организаторских способностей с учётом всего необходимого нам.
3.1. Организаторские способности в модели Уманского Л.И. и Лутошкина А.Н.
Под организаторскими способностями в структуре Уманского Л.И. и Лутошкина А.Н. [40] понимаются качества и умения, позволяющие участвовать в организаторской деятельности и управлять ею:
1. Психологическая избирательность (способность наиболее полно и глубоко отражать психологию других людей): |
Способность быстро увидеть психологические особенности и состояния другого человека. |
Способность переживать то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность). |
Способность выделять психологические особенности людей по произведениям искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах). |
Способность давать меткие характеристики людям. |
Повышенный интерес и внимание к другим людям как к товарищам по совместной деятельности. |
Видение важных (существенных) психологических особенностей других людей. |
Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей. |
Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива. |
Способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека. |
2. Практически-психологический ум (ум «психолога- практика», владение практической психологией): |
Способность распределять обязанности, поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей людей. |
Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. |
Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных жизненных ситуациях. |
Способность заинтересовывать людей делом, найти моральные и материальные стимулы заинтересованности. |
Учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для выполнения общей задачи. |
Способность обучаться различным знаниям быстро и прочно |
Способность быстро и легко усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться организаторской деятельности. |
Способность мысленно «прикидывать», «взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и количеством возможных исполнителей. |
Тенденции ставить на первое место в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и других). |
3. Психологический такт (способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и взаимодействий с ними): |
Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева. |
Способность находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека. |
Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах (отсутствие «речевого шаблона»). |
Способность находить индивидуальный подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. |
То же, но в зависимости от временных состояний. |
То же, но в зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом. |
Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость по отношению к людям. |
Естественность в обращении с людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности, нарочитости поведения). |
Выраженное чувство справедливости в подходе к другим людям. |
4. Социальная воздейственность (способность «заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на них) |
Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию. |
Способность к волевому воздействию на других. |
Способность «заражать» и «заряжать» других своей энергией. |
Способность «заражать» других своим отношением к людям, событиям. |
Способность воздействовать на других убедительностью доводов. |
Способность «заражать» и «заряжать» других своими эмоциями, чувствами. |
Способность воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в работу). |
Способность создавать в группе уверенность в успехе дела. |
Способность правильно выбирать момент решающего воздействия. |
5. Требовательность к другим людям и к себе |
Способность быстро принимать решения о предъявлении требования. |
Постоянство в предъявлении требований. |
Самостоятельность в требованиях. |
Гибкость в требованиях. |
Настойчивость в требовательности. |
Способность выражать требования в разной форме (от приказа до шутки). |
Способность находить наилучшую форму требования в зависимости от индивидуальных особенностей человека. |
6. Критичность (способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с самокритичностью) |
Способность увидеть и выделить у людей существенные, но мало заметные для других положительные или отрицательные стороны. |
Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей. |
Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. |
Прямота и смелость, критичность без придирчивости. |
Логичность и аргументированность критических замечаний. |
Глубина и существенность критических замечаний. |
Постоянство критичности. |
Доброжелательность критичности. |
7. Склонность к организаторской деятельности (в отличие от стремления командовать, стать над другими, главенствовать) |
Потребность в организаторской деятельности. |
Самостоятельность в оценке недостатков и положительных особенностей. |
Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности. |
Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других. |
Неутомимость в организаторской работе. |
Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе организаторской работы. |
Легкость и свобода в выполнении организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как рыба в воде). |
Пониженное настроение при отсутствии организаторской деятельности. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.