Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 11

Ресурсы.

1.  Представлены ресурсы школьного пространства, но не представлены личностные ресурсы, которыми можно пользоваться для достижения целей программы.

Однако в программе нет возможности обозначить действия, предпринимаемые личностью  для реализации программы.

Мы заметили, что  в школьном пространстве индивидуальная образовательная программа   находится на «границе» между учебной и внеучебной деятельностью. На «границе», потому что пока в индивидуальной образовательной программе представлены только учебные цели, цели поступления в ВУЗ и самоопределения, однако и администрация старшей школы, и старшеклассники, и многие педагоги констатируют, что в программе, помимо обозначенных выше целей,  должны быть представлены цели развития организаторских и социальных умений. Так как наличие этих умений и является залогом обретения самоопределения.   И, конечно же, мы тоже предлагали включить эту цель в программу.  Имело бы смысл добавить туда и личностные ресурсы, и действия, предпринимаемые личностью для её реализации. Мы обсуждали эти идеи с администрацией старшей школы. Но мы не считаем, что изменение индивидуальной образовательной программы связано с этим обсуждением: администрация и без этого осознавала, что  программа нуждается в усовершенствовании. В её новом варианте, вышедшем в сентябре 2006 года, появились вопросы о личностных ресурсах (« чего не хватает для решения?» и т.п.);  действиях, направленных на достижение целей и задач программы (« как решать?»; «как и где это можно взять?»); достижениях, полученных  в деятельности ресурсах (« какой опыт я приобрёл?»; «что стало для меня важным?» и т.п.)  

Такая модель образовательной программы предусматривает существование взрослого рядом со старшеклассником, предполагает партнёрство и поддержку, что необходимо старшекласснику в моменты возникновения трудностей. А развитие организаторских способностей, на наш взгляд, в ней подразумевается и   выступает образовательной задачей, соответствующей юношескому возрасту.

 2.2.2. Также одним из социально-педагогических условий является  педагогическая поддержка и сопровождение старшеклассника. В Гимназии №1 «Универс» программа педагогического сопровождения старшеклассника представляется следующей: в позиции тьютора выступает классный советник старшеклассника. «Теперь рядом оказывается советник, который находится действительно рядом и который может дать совет в случае возникновения трудностей.   Перед старшеклассником стоит большая и важная задача – образовательное и профессиональное самоопределение. При этом  профессиональное самоопределение не понимается нами только как четкое представление о профессиональной деятельности, на которую ориентирован выпускник. По нашему мнению, выпускник должен понимать,  каким образом прийти к успешному осуществлению этой деятельности, то   есть, должен уметь ставить перед собой задачи и искать ответы на  вопросы: “Что мне для этого нужно? Какие у меня есть ресурсы,   возможности, средства для достижения этого?” Иными словами,  старшеклассник должен научиться ответственно планировать свое   будущее. И задача взрослых (и это непосредственно касается классных советников), помочь ему в этом». [18].  При этом особый интерес для нас представляют этапы, которые не просто выделяются, на этих этапах строится жизнь и деятельность всей старшей школы.

     Первый  этап – сентябрь 10 класса. Это запуск старшей школы – выбор учебных программ по предметам, профильных лабораторий, творческих работ, социальной практики. Этап составления индивидуальных образовательных программ, «прорисовка» образов возможного будущего, выстраивание взаимосвязей между различными вариантами будущего и выбора индивидуальной образовательной программы.

   Второй этап – январь 10 класса. Этап рефлексии полученного опыта  и коррекции индивидуальных образовательных программ, если это требуется, построение картин достижения желаемого будущего.