Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 17

4.3. Результаты.

1)Результаты тестирования организаторских способностей показали, что старшеклассники- участники сопровождения на высоком уровне владеют организаторскими способностями. Необходимо отметить и следующее: до начала сопровождения (в начале февраля 2006года) у большинства участников показатели уровня организаторских способностей были низкими. Это можно увидеть в таблице.

Имя старшеклассника

Показатель уровня организаторских способностей в феврале 2006 года (до начала сопровождения).

Показатель уровня организаторских способностей в мае 2007 года (по окончании сопровождения).

Д.

35,71℅- низкий уровень орг. способностей

78,57%- высокий уровень орг. способностей

Дима

50%-  средний уровень орг. способностей

85,71%- высокий уровень орг. способностей

Митя

21,42%- низкий уровень орг. способностей

85,71%- высокий уровень орг.способностей

Полина

35,71%- низкий уровень орг.способностей

78, 57%-  высокий уровень орг.способностей

Саша

42%-  средний уровень орг.способностей

92,85%- высокий уровень организаторских способностей.

Сам тест представлен в Приложениях.

2)Результаты нашего наблюдения также показали, что у старшеклассников сформировались в досуговой деятельности организаторские способности. Напомним, что мы определяли их наличие и проявления с помощью составленной нами модели организаторских способностей. В таблице представлены результаты наблюдения:

Название умения( представлены в порядке очерёдности)

В какой ситуации умение может проявиться? Что может являться критерием того, что оно проявилось?/ Каковы результаты наблюдения? Что выявлено?

1.Проявление инициативы, принятие решения личностью об участии в той или иной деятельности.

 Добровольное принятие решения участвовать в деятельности, сообщение этого решения коллективу; принятие на себя руководящей роли в какой-либо деятельности.

Критерий- готовность человека действовать и фиксация этой готовности в вербальной форме.

Результаты наблюдения - каждый старшеклассник сообщал о желании и готовности участвовать в том или ином мероприятии.

2. Планирование предстоящей деятельности. 

 Попросить старшеклассника написать план или рассказать его, а затем оценить план по следующим критериям:

·  Чёткость (наличие цели, образа деятельности и результата)

·  Логичность (правильная последовательность задач, шагов, направленных на достижение целей)

·  Соответствие планируемых действий поставленным целям

·  Соответствие имеющихся ресурсов притязаниям( ставит или не ставит личность завышенные и невыполнимые для себя цели?)

·  Определение необходимых личностных ресурсов, умений, которые могут помочь в достижении цели.

Результаты наблюдения –  у всех планы соответствовали данным критериям, однако у некоторых  возникали сложности в самостоятельном определении необходимых личностных ресурсов, которые могли бы стать полезными для  достижения целей.

3. Выполнение запланированного, умение контролировать выполняемое и доводить начатое до завершения, определённого результата.

 Следование плану. В случае возникновения трудностей - умение анализировать их причину,  быстро принимать другие решения и предпринимать другие действия, если предпринятое ранее неэффективно, не ведёт достижению цели. 

Определяется в процессе наблюдения: осуществляет ли личность деятельность? Можно оценить, если произошло достижение какого-либо  результата.

Результаты наблюдения – каждый из участников следовал плану, достигал планируемых результатов. Особых сложностей в процессе организации не возникало, но были ситуации, когда участникам было необходимо менять последовательность планируемых действий, и они быстро  перестраивались и действовали, учитывая ситуацию. 

4.Умение договариваться, согласовывать собственные действия с действиями других участников; распределять обязанности.

Критерии- слаженная деятельность всех участников,  отсутствие конфликтов в процессе деятельности или при появлении конфликтов быстрое их разрешение; знание каждым своей роли, функций; понимание того, что все работают на осуществление общего результата.

Результаты наблюдения – конфликтов не возникало, были некоторые разногласия, но ребятам всегда удавалось договориться. Лишь один раз для устранения разногласий в ситуацию вмешались мы с классным советником. Они могли самостоятельно распределять между собой функции, что и делали без нашего участия. При этом они осознавали  и заявляли, что для всех них важно, чтобы у их класса «было самое интересное выступление», « самый яркий праздник» и т.п. (наличие стремления к единому результату).

5. Умение осмысливать результаты и процесс деятельности в целом по отношению к собственной жизни и личностному развитию.

В индивидуальной беседе, в процессе всеобщего обсуждения  или в анкете человек отмечает достижение/недостижение  той или иной цели; анализирует деятельность в целом- выявляет собственные ошибки, неточности и успехи, соотносит, связывает их с использованными ресурсами; говорит о том, чему научился, какие умения, ресурсы приобрел; ощущение их ценности. 

Результаты наблюдения -  все пятеро отметили, что достигли своих целей ( сказали об этом и в совместных обсуждениях, и в индивидуальных беседах, и написали об этом в анкетах). Говорили о том, какие ресурсы помогли им в достижении их целей – коммуникабельность, целеустремлённость, активность, креативность.  Все они отметили, что приобрели благодаря деятельности организаторские умения.