Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 15

Ход индивидуального сопровождения.

     Здесь мы расскажем о том, что происходило на каждом этапе сопровождения, сосредоточимся на наших действиях, поэтому постараемся в большей степени обобщить наши данные. Более подробно, детально ход индивидуального сопровождения представлен в Приложениях. 

Итак, индивидуальное сопровождение пяти старшеклассников проводилось нами с февраля по июнь 2006 года. С осени 2006 года по май 2007 года мы продолжали отслеживать изменения, происходящие у старшеклассников, поддерживали связь и с ними, и с их  классным советником. В нашей деятельности можно быловыделить несколько этапов:   

Первый этап - сигнальный. На этом этапе старшеклассники обнаружили дефицит организаторского ресурса у себя и дали нам это понять в своих личных обращениях или в совместных обсуждениях. Надо также отметить, что все они  сразу отмечали, что им не хватает этого ресурса для организации досуговой деятельности, значимой их реализации.

Второй этап - контактно-диагностический. На этом этапе проводились индивидуальные беседы и консультирование,в процессе которых  появлялись варианты относительно причин возникшей проблемы и относительно ресурсов, необходимых для её решения, а также представления о деятельности, которая бы помогла приобрести необходимые организаторские способности (стимулирующие вопросы с нашей стороны были следующими: «Что тебе необходимо, чтобы реализоваться? Чего не хватает? Где и как ты будешь приобретать необходимое?»)  По окончании этого этапа и у старшеклассников, и у нас определялись варианты различных деятельностей, которые бы помогли сформировать необходимые умения. Как правило, есть множество вариантов мероприятий, из которых старшеклассник мог выбрать то, которое хотел бы организовать, провести его или какой-либо конкурс, какую-то часть этого мероприятия. При этом с каждым старшеклассником мы обсуждали на этом этапе ресурсы, которые ему могут быть полезны, помимо «спящих», скрытых организаторских умений. Например, многие из них называли коммуникабельность, знание собственных целей и целеустремлённость и т.п. Определение ресурсов во многом служило задаче мотивировать старшеклассника на деятельность, сделать так, чтобы он заранее не боялся возможных трудностей.

Третий этап – проектный. Здесь происходилопринятие старшеклассником решения относительно деятельности, в которой он может реализоваться и приобрести организаторские способности. Планирование, проектирование им собственной деятельности. Старшеклассник составлял план действий и при этом мог консультироваться с нами. Д. предоставила нам планы в письменном виде; другие же не хотели их писать,  и мы просили рассказать их. Записывали планы, затем анализировали их, используя изложенные выше критерии, и позволяли  старшекласснику после этого вновь посмотреть на его план в написанном виде и ещё раз оценить его. Цели по отношению к деятельности были одинаковы - развитие организаторских способностей, самореализация и самоопределение. Действия же отличались.  Например, план Димы относительно организации 8 марта выглядел следующим образом:  

         Цель- попробовать себя в роли организатора и ведущего праздника.

 Ресурсы, которые могут быть в этом полезны- артистические способности, творческое воображение, чувство юмора, коммуникабельность, умение убеждать других людей и договариваться. 

1.  Поискать варианты конкурсов, выбрать из них несколько самых веселых и интересных

2.  В пятницу после классного часа собраться с другими парнями класса, чтобы послушать, что нашли и придумали они. Принять совместное решение насчёт конкурсов и того, кто отвечает за застолье, сколько надо собрать денег, что купить  и т.д.

3.  Непосредственно перед праздником, часа за полтора до него собраться с парнями в классе, расставить парты и стулья, приготовить застолье и готовится к встрече одноклассниц.

4.  Я, с согласия других парней, веду все конкурсы, контролирую ход праздника в целом.