Социально-педагогические условия формирования организаторских способностей, страница 18

3)Результаты анкетирования (анкета в Приложениях) этих старшеклассников  также показали, что у каждого из них, по их мнению, сформировались организаторские способности. И они считают, что на это повлияло множество факторов: сверстники, родители, участие в организации мероприятий и в досуге класса, дела и увлечения вне школы, индивидуальная поддержка в школе. Педагоги Гимназии, как считают старшеклассники, никак не способствовали формированию у них организаторских способностей.

4)Интервью с классным наставником этих ребят тоже подтвердило то, что у старшеклассников сформировались  организаторские  способности. Т.Ю., классный советник, сказала следующее: « Не знаю, с чем это связано. Возможно, когда ты вместе с ними организовывала, они что-то важное поняли. Они стали активнее, уже не надо их заставлять что-то делать - они начинают делать без моих просьб, подсказок и доводят до конца». (см. также Приложения отзывы классного советника о каждом старшекласснике до и после).

  Выводы.

Наша гипотеза подтвердилась: индивидуальное сопровождение как одно из социально- педагогических условий школы воздействует на формирование организаторских способностей старшеклассника.

Также мы отметили следующие эффекты сопровождения:

·  Самореализация старшеклассников в  значимой деятельности, которая ведет за собой и укрепление уверенности в себе, осознание ими своей компетентности, и их признание со стороны сверстников и педагогов

·  Развитие рефлексии и активизация самопознания: старшеклассники получили более подробное представление о собственных ресурсах (имеющихся и недостающих, но необходимых)

·  Конкретизация образа взрослой личности, представления о тех умениях, которыми она должна обладать (организаторские умения, коммуникативные способности и т.д.) и стремление соответствовать этому образу.

       По нашему мнению, следует понимать, что индивидуальное сопровождение при отсутствии других социально-педагогических условий, скорее всего, будет малоэффективно: для формирования  организаторских способностей необходим комплекс, совокупность  социально- педагогических условий школы.  Необходима системность, учёт всех условий, в том числе и тех, которые находятся вне школьного пространства. И поэтому нужно подчеркнуть  важность индивидуального сопровождения наряду с другими условиями.   

Заключение.

Выготский Л.С. и другие отечественные психологи отмечают, что юношеский возраст должен стать возрастом взросления. И дело не только в появлении чувства взрослости у старшеклассника. Важными становятся его мотивы и деятельность, которая позволяет ему реализоваться в качестве взрослого, где бы он мог проявить свои умения, приобрести необходимые ресурсы и получить одобрение со стороны взрослых по статусу. [27].

Не смотря на то, что в школе создаются социально- педагогические условия для формирования организаторских способностей, становления субъектности и взросления, старшекласснику этого зачастую недостаточно. Рядом с  ним должен быть взрослый, который бы помог ему создать ситуацию  успеха, который бы стал для него посредником и партнёром. О значимости взрослого и такой его работы говорили и старшеклассники, которые  являлись участниками сопровождения.  

Но насколько открыт для этого взаимодействия сам педагог? Насколько он готов к этому?  Сергоманов П.А. и Бруданова Н.  в статье «Горящая путёвка в жизнь» рассматривают роль взрослого в формировании самоопределения старшеклассника и приходят к выводу о том, что взрослые, а особенно педагоги,  практически не влияют на его самоопределение. В конце статьи авторы делают следующий вывод: так происходит не потому, что старшеклассники не нуждаются в педагогах, а потому, что педагоги не готовы или не умеют выстраивать взаимодействие со старшеклассниками с позиции партнёров в школьном социуме. [30].

Вероятно, необходима работа с педагогическим коллективом, проведение различных семинаров и тренингов, которые бы были направлены на преодоление ими этого упущения, изменение   позиции.