3)Результаты анкетирования (анкета в Приложениях) этих старшеклассников также показали, что у каждого из них, по их мнению, сформировались организаторские способности. И они считают, что на это повлияло множество факторов: сверстники, родители, участие в организации мероприятий и в досуге класса, дела и увлечения вне школы, индивидуальная поддержка в школе. Педагоги Гимназии, как считают старшеклассники, никак не способствовали формированию у них организаторских способностей.
4)Интервью с классным наставником этих ребят тоже подтвердило то, что у старшеклассников сформировались организаторские способности. Т.Ю., классный советник, сказала следующее: « Не знаю, с чем это связано. Возможно, когда ты вместе с ними организовывала, они что-то важное поняли. Они стали активнее, уже не надо их заставлять что-то делать - они начинают делать без моих просьб, подсказок и доводят до конца». (см. также Приложения отзывы классного советника о каждом старшекласснике до и после).
Выводы.
Наша гипотеза подтвердилась: индивидуальное сопровождение как одно из социально- педагогических условий школы воздействует на формирование организаторских способностей старшеклассника.
Также мы отметили следующие эффекты сопровождения:
· Самореализация старшеклассников в значимой деятельности, которая ведет за собой и укрепление уверенности в себе, осознание ими своей компетентности, и их признание со стороны сверстников и педагогов
· Развитие рефлексии и активизация самопознания: старшеклассники получили более подробное представление о собственных ресурсах (имеющихся и недостающих, но необходимых)
· Конкретизация образа взрослой личности, представления о тех умениях, которыми она должна обладать (организаторские умения, коммуникативные способности и т.д.) и стремление соответствовать этому образу.
По нашему мнению, следует понимать, что индивидуальное сопровождение при отсутствии других социально-педагогических условий, скорее всего, будет малоэффективно: для формирования организаторских способностей необходим комплекс, совокупность социально- педагогических условий школы. Необходима системность, учёт всех условий, в том числе и тех, которые находятся вне школьного пространства. И поэтому нужно подчеркнуть важность индивидуального сопровождения наряду с другими условиями.
Заключение.
Выготский Л.С. и другие отечественные психологи отмечают, что юношеский возраст должен стать возрастом взросления. И дело не только в появлении чувства взрослости у старшеклассника. Важными становятся его мотивы и деятельность, которая позволяет ему реализоваться в качестве взрослого, где бы он мог проявить свои умения, приобрести необходимые ресурсы и получить одобрение со стороны взрослых по статусу. [27].
Не смотря на то, что в школе создаются социально- педагогические условия для формирования организаторских способностей, становления субъектности и взросления, старшекласснику этого зачастую недостаточно. Рядом с ним должен быть взрослый, который бы помог ему создать ситуацию успеха, который бы стал для него посредником и партнёром. О значимости взрослого и такой его работы говорили и старшеклассники, которые являлись участниками сопровождения.
Но насколько открыт для этого взаимодействия сам педагог? Насколько он готов к этому? Сергоманов П.А. и Бруданова Н. в статье «Горящая путёвка в жизнь» рассматривают роль взрослого в формировании самоопределения старшеклассника и приходят к выводу о том, что взрослые, а особенно педагоги, практически не влияют на его самоопределение. В конце статьи авторы делают следующий вывод: так происходит не потому, что старшеклассники не нуждаются в педагогах, а потому, что педагоги не готовы или не умеют выстраивать взаимодействие со старшеклассниками с позиции партнёров в школьном социуме. [30].
Вероятно, необходима работа с педагогическим коллективом, проведение различных семинаров и тренингов, которые бы были направлены на преодоление ими этого упущения, изменение позиции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.