Штраф за недогруз подвижного состава взыскивается независимо от того, определял массу отправитель или железная дорога.
Регулирование взаимоотношений по расчетам за перевозку между грузополучателем и грузоотправителем осуществляется с учетом выполнения технических норм загрузки, а при ее отсутствии - с учетом фактического использования грузоподъемности (вместимости) перевозочных средств следующим образом:
1. Тариф на перевозку возмещается грузополучателем грузоотправителю полностью, если погрузка осуществлена в соответствии с технической нормой загрузки, а при ее отсутствии - с утвержденной железной дорогой схемой. Во втором случае делается соответствующая отметка в железнодорожной накладной.
2. В случае невыполнения технической нормы или использования грузоподъемности перевозочных средств, грузополучатель не возмещает грузоотправителю всю сумму провозной платы. Например, при тарифе 3000 рублей, фактическая масса груза 45 т и технической норме загрузки вагона 50 т возмещению подлежит 3000 45/ 50 = 2700 рублей. В рассматриваемом примере отправитель теряет за недогруз до технической нормы 3000 - 2700 = 300 рублей.
При отсутствии утвержденных норм загрузки расчет вышеуказанных сумм может производиться на основании акта произвольной формы, подписанного не менее чем двумя должностными лицами грузополучателя. В акте должна быть отражена степень фактического использования грузоподъемности (вместимости) перевозочных средств и возможность большей загрузки вагона или контейнера при условии применения схемы погрузки, обеспечивающей сохранность перевозимого груза.
3. При введении предоплаты стоимостью груза с включением в него тарифа излишне уплаченная часть тарифа взыскивается безакцептном порядке. Для этого в банк предъявляется платежное требование со ссылкой на акт приемки продукции по количеству, копия которого прилагается к требованию.
4. В случае возмещения тарифа после поступления груза, получатель вправе заявить частичный отказ от акцепта требования. Уставленный недогруз вагонов и контейнеров должен быть документально подтвержден. Подобная ситуация может возникнуть при цене на продукцию франко-вагон-станция назначения, когда тариф на перевозку не включается в счет на оплату грузов.
Вышеуказанный порядок корректировки провозных платежей распространяется и на предприятия железнодорожного транспорта при выполнении ими погрузки своими силами (кроме перегрузки импортных грузов на пограничных станциях).
Хозяйственные суды при обращении грузоотправителей с исками к железной дороге о возврате списанных в безакцептном порядке штрафов за недогруз вагонов рассматривают возникшие имущественные споры исходя из утвержденных технических норм.
Ряд грузоотправителей указывают в железнодорожных накладных завышенную массу груза по следующим причинам:
1) установить недогруз станция может только при контрольной перевеске вагонов, которую железная дорога не имеет возможности выполнить в полном объеме. Кроме того, ст.39 УЖД предусматривает лишь выборочное взвешивание;
2) железной дороге выгодно фиктивное увеличение массы груза в документах, так как улучшаются качественные и количественные показатели ее работы, увеличиваются доходы, а следовательно растут фонды материального стимулирования, премии;
3) в правовых актах следует увязывать нормы отгрузки при поставках продукции (товаров) с техническими нормами загрузки вагонов, которые следует повышать после разработки и внедрения прогрессивных методов размещения грузов в вагонах;
4) реализация повышенных технических норм требует дополнительного времени на более плотную и тщательную укладку, дополнительное крепление, применение технических средств на уплотнение сыпучих грузов в вагоне, что не учитывается железной дорогой при установлении норм простоя вагонов. Это вызывает необходимость уплаты грузоотправителем штрафа за сверхнормативный простой вагонов. В связи с этим клиент идет на указание фиктивной массы груза в накладной, чтобы избежать уплаты штрафа за недогруз вагонов (контейнеров) или за простой их сверх нормы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.