Пример. Управление железной дороги взыскало с отправителя груза штраф за недогруз вагонов в сумме 10528 рублей. Грузоотправитель обратился с иском о возврате этой суммы. В акте общей формы зафиксировано, что станция отправления перевесила вагоны с грузом и установила недогруз по сравнению с данными в накладной. Штраф был начислен за разницу между данными в натуре и массой, указанной отправителем в накладной. Хозяйственный суд принял решение о возврате грузоотправителю всей суммы, так как в соответствии со ст.159 УЖД железная дорога вправе начислять штраф за недогруз вагонов до технической нормы. Данное обстоятельство было нарушено железной дорогой.
2) разрешается выявлять недогруз как разность между техническими нормами и массой груза, указанной отправителем в железнодорожной накладной;
Пример. Грузоотправитель обратился с иском в железной дороге о возврате суммы штрафа за недогруз против технических норм был определен исходя из указанной в накладных. Хозяйственный суд данную ссылку признал несостоятельной и иск о возврате штрафа отклонил.
3) ответственность наступает за недогруз не только общесетевых, но и местных технических норм;
4) выполнение технических норм должно обеспечивать сохранность груза и не противоречить требованиям ГОСТа или ТУ;
Пример. Грузоотправитель загрузил в вагон конструкционный шифер стопами по 100 листов в каждой, что составило 45 т. Этот способ погрузки соответствует ГОСТу, при этом бой шифера при транспортировке составляет 4,1 . Для выполнения технической нормы требовалось грузить шифер стопами по 150 листов. Это позволило бы загрузить в вагон 58 т, но бой шифера составил бы 16,5 . В данной ситуации выполнение технической нормы не способствует обеспечению сохранности груза и противоречит ГОСТу. В связи с этим железная дорога не имеет права взыскивать с грузоотправителя штраф за недогруз вагона [9].
5) не выполнение технической нормы загрузки вагонов по вине железной дороги лишает её права применять штрафные санкции. Например, подача полувагонов с заваренными торцевыми дверями для погрузки леса в три штабеля, где требуется открытие торцевых дверей. В данной ситуации лицо, не исполнившее обязательство по вине другой стороны освобождается от ответственности за недогруз. Кроме того, в этом случае при планировании перевозок груза в тоннах и вагонах, железная дорога обязана предоставить грузоотправителю дополнительное количество вагонов для выполнения согласованного объема перевозок.
С другой стороны, отправитель за счет уплотненной погрузки может поместить в вагон больше груза, чем предусмотрено техническими нормами. В такой ситуации, при планировании груза в тоннах и вагонах, на отправителя не может возлагаться ответственность за невыполнение согласованного объема перевозок в вагонах (ст.32, п. "д" ст.145 УЖД).Кроме того, за каждую тонну груза, дополнительно помещенную в вагоны в результате уплотненной загрузки, железная дорога обязана перечислить грузоотправителю часть доходов от грузовых перевозок.
При планировании перевозок грузов в вагонах. Количество высвобожденных вагонов в результате уплотненной загрузки отмечается в учетной карточке.
Техническая норма загрузки вагона (контейнера) указывается грузоотправителем в железнодорожной накладной, а при ее отсутствии - делается оговорка.
Ответственность грузоотправителя за перегруз вагонов сверх норм не предусмотрена. При обнаружении перегруза грузоотправитель обязан его выгрузить. Однако это не исключает возможности возложения на него и грузополучателя ответственности за убытки, причиненные таким нарушением правил погрузки. Например, если в результате перегруза вагона или контейнера, железная дорога имеет убытки вследствие повреждения перевозочных средств, грузоотправитель или грузополучатель обязан возместить дороге убытки по правилам ст.162 УЖД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.