7.2. Ответственность за использование вагонов и контейнеров без разрешения железной дороги
Вагоны и контейнеры общесетевого парка должны использоваться для перевозок грузов на основе договоров перевозки грузоотправителей с железными дорогами, которые являются владельцами перевозочных средств.
Самовольное (без разрешения железной дороги) использование грузоотправителем, грузополучателем, владельцем подъездного пути вагонов и контейнеров общего парка для внутренних перевозок образует состав правонарушения и влечет имущественную ответственность в виде штрафа, носящего характер исключительной неустойки.
Размер штрафа зависит от длительности использования в указанных целях без разрешения железной дороги перевозочных средств, их вида и определяется ст. 155 УЖД.
Убытки, причиненные железной дороге использованием ее вагонов и контейнеров грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути для внутренних перевозок, не подлежит возмещению. Однако такое использование вагонов и контейнеров, как правило, всегда связано с задержкой их возврата железной дороге. В связи с этим штраф за самовольное использование вагонов общего парка для внутренних перевозок взыскивается независимо от штрафа за простой вагонов и за-
держку контейнеров (ст.156, 157 УЖД).
Для привлечения к имущественной ответственности согласно ст. 155 недостаточно самовольного использования перевозочных средств. Например, поданные для выгрузки вагоны длительное время не возвращаются железной дороге и превращаются по сути дела в склады на колесах. Предприятия на подъездном пути самовольно загружают после выгрузки вагоны в порядке сдвоенных операций грузом предназначенным для отправления по назначению и т. п. В таких ситуациях начисление штрафных санкций в соответствии со ст. 155 является незаконным. Вагоны обязательно должны быть отвлечены для внутренних перевозок.
Аналогичная имущественная ответственность возлагается на автопредприятие при централизованном вывозе и завозе грузов со станций железных дорог и использования им контейнеров и вагонов для своих внутренних перевозок.
Факт самовольного использования вагонов и контейнеров общего парка для своих внутренних перевозок должен удостоверяться актом общей формы (п."л" §3 раздела 37 Правил перевозок грузов).
7.3. Ответственность за необеспечение сохранности вагонов и контейнеров
Для обеспечения сохранности вагонов и контейнеров необходимо выполнять Технические условия погрузки и крепления грузов (ТУ). Раздел 4 этого документа содержит "Технические условия обеспечения сохранности вагонов при погрузке и выгрузке грузов".
Основные требования транспортных нормативных документов по обеспечению сохранности транспортных средств:
1. Выполнение грузовых операций осуществляется работниками после сдачи испытаний в знании указанных ТУ.
2. Погрузочно-разгрузочные устройства должны находиться в исправном техническом состоянии, периодически проверяться комиссией с участием представителей железной дороги и предприятия. Новые типы грузовых устройств перед вводом в эксплуатацию должны подвергаться комиссионному осмотру с участием работников железной дороги.
3. Владельцы подъездных путей обязаны строго соблюдать Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, содержать подъездные пути, локомотивы в исправном состоянии.
За повреждение вагонов, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений ст. 162 УЖД устанавливает имущественную ответственность в форме уплаты штрафа и возмещения убытков.
Особенности начисления штрафа:
1) начисляется в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей, исходя из расценочной ведомости (раздел 39 Правил перевозок). При этом износ частей не учитывается. Имущество, не поименованное в ведомости, оценивается по прейскурантам оптовых цен, а при отсутствии прейскуранта - применительно к стоимости других подобных частей вагона (примечание 1 к разделу 39 Правил перевозок грузов);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.