4. Грузоотправители не имеют права загружать вагоны и отправлять их не по указанию владельца или арендатора, т.е. в адрес других грузополучателей.
Пример. Владелец цистерн направил их порожними в адрес химзавода за аммиаком. Химический завод отгрузил аммиак в этих цистернах другим потребителям. В результате данные цистерны владельцу не были возвращены. В связи с этим владелец на основании статей 155 и 160 УЖД списал с химзавода в бесспорном порядке штраф за самовольное использование цистерн. В данной ситуации владелец цистерн поступил незаконно, так как отношения владельца цистерн и химзавода, нарушившего его указание, регулируются не УЖД, а нормативными актами и договором о поставке продукции. На основании их и должна устанавливаться ответственность химзавода.
5. В соответствии с транспортным законодательством железная дорога не всегда несет ответственность в случае длительного невозвращения собственных или арендованных вагонов (контейнеров). Поэтому владелец или арендатор не вправе требовать возмещения убытков или взыскания штрафа за их простой.
Пример. Владелец вагонов предъявил к управлению железной дороги иск о взыскании штрафа за простой подвижного состава. Железная дорога длительное время не возвращала собственные вагоны предприятия. Хозяйственный суд иск отклонил и в своем решении указал, что железная дорога несет ответственность за самовольное использование вагонов или просрочку их доставки, а не за простой.
6. Железная дорога обязана обеспечить сохранность перевозочных средств, принадлежащих предприятиям или арендованных ими:
- выполнять Правила технической эксплуатации и иные нормативные акты, регламентирующие безопасность движения поездов и производства маневровой работы;
- соблюдать Технические условия погрузки и крепления грузов при существлении грузовых операций средствами железной дороги.
При повреждении указанных перевозочных средств железная дорога должна уплатить владельцу (арендатору) штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава и возместить убытки. Кроме того, железная дорога обязана отремонтировать поврежденные вагоны или контейнеры (ст.163 УЖД). В этом случае из размера убытков исключается стоимость ремонта.
7. При перевозке порожних перевозочных средств, являющихся собственностью предприятий, получатель вправе считать их утраченными по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки. По требованию получателя железная дорога обязана предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование.
По истечении трех месяцев железная дорога обязана взамен утраченного передать другой подвижной состав, а при отсутствии последнего - возместить его стоимость.
Вышеперечисленные правила об ответственности железной дороги за утрату не распространяются на арендованные перевозочные средства.
Технологические, правовые и экономические мероприятия, способствующие улучшению эксплуатации арендованных перевозочных средств:
1. Время оборота арендованных вагонов на подъездных путях, как правило, не нормируется. В связи с этим необходимо нормировать их нахождение на подъездных путях, так как значительную часть времени своего оборота эти вагоны находятся во владении арендаторов.
2. Арендная плата за вагоны включает только амортизационные отчисления, расходы на деповский ремонт, текущее содержание и плату за основные фонды. Она не возмещает прибыль, которую могла бы получить железная дорога, используя вагоны (контейнеры) для перевозки. Поэтому необходимо ввести имущественную ответственность арендатора за сверхнормативную задержку (простой) вагонов путем повышения арендной платы или в форме штрафа. Это позволит стимулировать эффективное использование арендованных перевозочных средств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.