- на станции, но только при их погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя (другие причины во внимание не берутся).
Штраф и убытки за повреждение (утрату) съемных перевозочных средств, предоставляемых железной дорогой, подлежат взысканию независимо от причины и места повреждения (утраты): на станции, подъездном пути, порту, пристани, складах грузоотправителя или грузополучателя.
В остальных случаях за повреждение по вине предприятия вагонов и контейнеров железная дорога вправе требовать только возмещения убытков. Например, при возникновении повреждения на станции в процессе перевозки груза, а не во время грузовых операций.
Пример. Грузоотправитель нарушил Правила перевозок грузов. По этой причине в пути следования сгорел вагон. Вагонное депо предъявило иск к грузоотправителю о взыскании штрафа. Хозяйственный суд в иске отказал, так как взыскание штрафа законодательством не предусмотрено.
В данном примере следовало предъявить иск не о взыскании штрафа, а о возмещении убытков, вызванных неправильной погрузкой (часть 2 ст.162 УЖД).
Пример. В процессе маневровой работы на подъездном пути по вине ветвевладельца произошел сход вагонов. Отделение железной дороги предъявило иск к ветвевладельцу о взыскании штрафа за сход вагонов с рельсов, которые не были повреждены. Техническими актами был зафиксирован только сход колесных пар вагонов с рельсов. Хозяйственный суд отклонил иск по следующим причинам:
- с виновного предприятия взыскиваются затраты, понесенные вагонным депо по устранению повреждения вагонов, узлов и деталей, производству осмотра, освидетельствования и ремонта колесной пары, подъему, выкатке и транспортировке тележки, колесной пары и вагона по расценкам предприятия, производящего ремонт, а также штраф, предусмотренный ст. 162 УЖД. Штраф исчисляется исходя из стоимости поврежденных деталей вагона;
- с учетом первого пункта при сходе с рельсов и не повреждении вагона отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа. Поэтому железная дорога вправе требовать только возмещения убытков, вызванных осмотром и освидетельствованием колесной пары.
Факт повреждения вагона, контейнера или съемных перевозочных приспособлений удостоверяется:
- актом общей формы (пункт "ж" §2 раздела 37 Правил);
- техническим актом на каждый вагон формы ВУ-25 в случаях столкновения или схода, требующего заводского, деповского ремонта или исключения из инвентаря;
- техническим актом формы ВУ-25а при повреждении вагона, требующего текущего ремонта;
- техническим актом формы ВУ-25к в случаях повреждения и необходимости текущего ремонта контейнера.
В актах должно быть указано наименование предприятия; фамилии и должности работников, виновных в повреждении; конкретные нарушения ими Правил и Инструкций; перечень поврежденных деталей вагона и их стоимость; стоимость работ по восстановлению вагона и суммы штрафа.
Пример. Вагонное депо предъявило иск к грузополучателю о взыскании убытков и штрафа за повреждение вагона. Материалами дела установлено:
- в процессе выгрузки грузополучателем была сорвана дверь вагона, а затем установлена на место;
- вагонное депо не предъявило документы, удостоверяющие факт ремонта или замены двери;
- в техническом акте отсутствовали данные о повреждении деталей вагона (двери).
Хозяйственный суд в иске отказал, так как железная дорога не доказала размера убытков, поэтому она не вправе требовать штрафа в соответствии со ст. 162 УЖД.
Факт повреждения перевозочных средств и приспособлений должен быть зафиксирован не позднее времени их возврата, так как предприятие отвечает за сохранность вышеуказанных объектов с момента их приема от железной дороги и до момента возврата перевозчику. Поэтому акты общей формы и технические, составленные после этого срока, не имеют доказательной силы.
7.4. Ответственность за недогруз перевозочных средств
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.