6) при невозвращении арендованных вагонов с предприятия взыскивается:
- плата в двойном размере за каждые сутки задержки;
- штраф за простой вагонов в размере, предусмотренном ст.156 УЖД, начиная с 18 часов суток, следующих за днем окончания срока аренды или днем расторжения договора аренды.
Доставляемый груз в арендованных или собственных вагонах засчитывается в общий объем перевозок, установленный для данного грузоотправителя. Объем погрузки в эти вагоны согласовывается грузоотправителем с железной дорогой и указывается в развернутых планах перевозок (§30 раздела 1 Правил).
Собственные и арендованные перевозочные средства при следовании в порожнем состоянии оформляются накладной, как груз на колесах. Поэтому под самовольным занятием понимается предоставление железной дорогой порожних вагонов под погрузку предприятиям, которые не указаны в накладной.
Данный факт удостоверяется:
- актом общей формы (пункт "к" §3 раздела 37 Правил);
- иными документами, если невозможно было оформить акт общей формы.
Например, документы по переписке с железной дорогой о розыске перевозочных средств и т.п.
Пример. Грузоотправитель предъявил иск к железной дороге отправления о взыскании штрафа за самовольное занятие арендованных вагонов. Из материалов иска следует, что вагоны в течение 20 дней использовались для перевозки грузов посторонних организаций. Данный факт подтвержден натурными листами поездов, в составе которых были арендованные вагоны.
Хозяйственный суд иск грузоотправителя удовлетворил.
За самовольное занятие собственных и арендованных перевозочных средств железная дорога уплачивает штраф в размере, предусмотренном ст.163 УЖД.
Факты самовольного занятия арендованных вагонов могут подтверждаться следующими документами:
- грузовой квитанцией с отметкой на ней станции о неприбытии туда порожних вагонов;
- натурными листами поездов с отметкой на них о загрузке вагонов на несоответствующей станции;
- объяснительными записками проводников вагонов.
Другие особенности регулирования взаимоотношений между железной дорогой и собственником (арендатором) перевозочных средств при их эксплуатации:
1. При самовольном использовании железной дорогой арендованных перевозочных средств предприятие вправе не платить арендную плату за все время изъятия их из оборота, а при ее уплате требовать возврата.
2. Грузополучатель вправе взыскать штраф за просрочку в доставке порожних собственных или арендованных перевозочных средств, потому что они следуют по полным грузовым документам. В случае возникновения просрочки по причине самовольного использования вагонов (контейнеров)допускается одновременное взыскание штрафов:
- по ст.163 УЖД штраф начисляется со дня самовольного использования перевозочных средств, а не по истечении срока доставки;
- за просрочку в доставке порожних вагонов (контейнеров).
3. Железная дорога освобождается от ответственности согласно ст.163 УЖД, если докажет отсутствие своей вины.
Пример. Предприятие предъявило иск к управлению железной дороги, с которым заключен договор аренды, о взыскании штрафа за самовольное использование вагонов. Материалами искового дела установлено:
- железная дорога порожние вагоны доставила в срок и грузополучатель раскредитовал документы;
- вагоны длительное время стояли на станции назначения в ожидании подачи.
Хозяйственный суд не признал факт самовольного использования железной дорогой вагонов и отказал в иске.
Пример. Железная дорога приняла от химического завода 3 минераловоза для доставки их в вагонное депо для производства профилактического осмотра. Вагоны были возвращены владельцу неотремонтированными через 2 месяца. Железная дорога не представила доказательств заводу, что минераловозы в течение 2 месяцев не использовались для перевозки грузов. Хозяйственный суд удовлетворил иск завода о взыскании штрафа за счет железной дороги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.