Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 7

2. Индивидуальное учебное действие не сформировано. Такого ребенка нельзя охарактеризовать как субъекта учебной деятельности, поскольку у него не сформирован один из важнейших ее компонентов – учебные действия. Ребенок не умеет выделять требующиеся для решения предлагаемых заданий умения, в лучшем случае он способен лишь определить тип задания. Следовательно, ребенок не может оценить собственные ресурсы относительно поставленной задачи. В связи с этим выбор того или иного вида работы либо случаен, либо детерминирован «внешними», неучебными мотивами, например, на принятие решения может повлиять выбор соседа. Тренировка не рассматривается ребенком как возможность поработать с собственными дефицитами, к тому же средствами организации собственной подготовки он не владеет. Очевидно, что результативность работы у такого ребенка будет невысокой.

 Перед нами два возможных варианта «оформленности» индивидуального учебного действия. Следует отметить, что нами были рассмотрены крайние, «полярные» варианты  (сформированность - несформированность). Однако очевидно, что становление всякой способности – это не одномоментный акт, и в реальности мы будем иметь различную степень ее сформированности в различные временные промежутки у различных детей. В связи с этим, если степень сформированности конкретного индивидуального учебного действия не будет соответствовать какому-либо из указанных вариантов, мы будем относить его к переходной группе (3.). Например, ребенок демонстрирует способность выделять собственные дефициты и умело использует средства для их преодоления на одном предметном материале, но не способен к аналогичным способам действования относительно другого содержания.

Предварительные исследования (15) убедительно показывают, что в экспериментальных классах (работающих в рамках проекта) мы действительно можем наблюдать становление у детей индивидуального учебного действия в различной степени сформированности. То, что это результат реализации проекта «Образовательное пространство младшего школьника», доказывает сравнительный анализ поведения детей из экспериментальных и контрольных классов при решении ими учебных задач. Необходимо отметить, что в контрольных классах дети также продемонстрировали способность адекватного оформления собственных дефицитов и их эффективного восполнения. Однако, поскольку такие случаи единичны, мы делаем вывод, что подобный уровень интеллектуальных достижений вне рамок проекта характерен лишь для некоторых         «одаренных» детей младшего школьного возраста.

Но это – образовательные эффекты, формируемые и наблюдаемые в пределах школьной ситуации. Возникает закономерный вопрос: каким образом рассматриваемая способность будет влиять на взаимодействие ребенка в более широком (другом) социальном контексте и будет ли? Не является ли описываемое поведение ребенка всего лишь свойством ситуации, условия которой заставляют его действовать определенным образом? Поиску ответа на  эти вопросы и будет посвящена данная дипломная работа.                       


 1.3. В данном параграфе мы попытаемся обосновать саму возможность постановки вопроса о перенесении основных характеристик индивидуального учебного действия в иной социальный контекст.

Выстраивая свою теоретическую модель, мы будем исходить из рассмотрения индивидуального учебного действия как некоторой способности*, формируемой в результате особого построения образовательного пространства. В рамках культурно исторической парадигмы принято говорить о «двухтактности образования субъектной способности» (19, с.17). Изначально способность формируется внутри некоторой целостности условий; на  этом этапе способность принадлежит не субъекту, а именно всей этой целостности. Для вычленения способности из породивших ее условий необходима специальная работа по ее субъективации (этап эмансипации). Без этого действие остается вплетенным в ситуацию своего порождения. То есть, действие, объективно существующее, не существует как субъектное – для самого действующего.