Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 5

Таким образом, мы можем заключить, что учебная деятельность - сложное структурное образование.

Содержанием учебной деятельности является «овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий» (33, с.245). Что касается формы учебной деятельности, а вернее способов ее формирования, то по нашему мнению, они будут варьироваться в зависимости от основных характеристик образовательного пространства, в котором разворачивается учебная деятельность.

На создание одной из таких форм направлена экспериментальная работа по проектированию образовательного пространства младшего школьного возраста, проводящаяся под руководством Б.Д.Эльконина на базе КУГ №1.


1.2 Описание проекта

 «По замыслу проекта «Образовательное пространство начальной школы развивающего обучения», при пространственно-предметно-символическом построении разных содержаний образовательного пространства должны возникнуть субъективные формы поведения младшего школьника (самостоятельность, самодеятельность)» (17, с.109).

 Поскольку термин «самостоятельность» можно довольно часто встретить в литературе, затрагивающей вопросы детской психологии, мы сочли необходимым пояснить, что понимается под этим авторами проекта.

В рамках современной европейской культуры  самостоятельность рассматривается как одна из важнейших человеческих добродетелей. Многими авторами различных образовательных инноваций заявляется о необходимости культивировать эту фундаментальную способность. В связи с этим возникает необходимость, «более строго очерчивать возрастные границы и формы самостоятельности ребенка, не угрожающие его жизни, душевному здоровью и возможностям последующего развития» (12). При этом, по мнению Г.А.Цукерман, слово «самостоятельность» является для возрастных психологов не сколько рабочим понятием, сколько оценочным суждением. Рассуждения о самостоятельности несколько аморфны, нетерминологичны, не подразумевают системных связей этого понятия с другими. При рассмотрении этих «пониманий» нами было выделено две большие группы. В первом случае под самостоятельностью подразумевается способность ребенка действовать без помощи взрослого. Таким образом, ребенка можно считать самостоятельным после освоения им определенного содержания, средств и способов действий, предъявляемых ему взрослым.

Существует и другое понимание детской самостоятельности. Так, Г.А.Цукерман предлагает рассматривать детскую самостоятельность в качестве возможной характеристики совместного действия. Другими словами, ребенок, еще не овладевший содержанием и способами действия, с определенного момента может выступать инициатором в построении взаимодействия с обучающим взрослым, становясь субъектом еще не освоенного, но осуществляемого с помощью взрослого действия. Таким образом, инициатива – начальный этап самостоятельности.

Как утверждает Г.А.Цукерман, смысл инициативы* ребенка состоит в том, что, дойдя до границы своих знаний и умений, ребенок обращается к взрослому с требованием совершенно определенной помощи. Ориентированный на задачу, а не на поставившего эту задачу взрослого, ученик ищет причины возникших трудностей не в собственной неумелости, а в условиях задачи. Для доопределения задачи ученик обращается к учителю, точно фиксируя в каких знаниях, средствах или способах действия он нуждается. «Ученик знает, чего именно он не  знает, и, дойдя до границ своих возможностей, заглядывает чуть вперед и  призывает взрослого уже из области своего незнания».

Авторами проекта детская инициативность понимается аналогичным образом, полагаясь как одна из характеристик индивидуального учебного действия, «выращивание» которых является основной целью проекта.

 Еще одной характеристикой индивидуального учебного действия  является ответственность. Полагается, что всякое инициативное учебное действие, будучи обращенным к другому, связано с некоторым ответом этого другого (педагога), то есть с определенным риском. Следовательно, ребенок, осознавая эту ответственность, становится перед выбором, выбором действовать или  не действовать. Адекватность этого выбора зависит от того, удерживается ли ребенком задача (произвольность) и от того, какого рода задачу он перед собой ставит (осмысленность). Другими словами, способен ли ребенок вычленить и удержать отношение подготовки и результата, что позволит ему  спланировать свою работу, действовать целенаправленно и последовательно.