Мы полагаем, что возможность фиксации указанного переноса будет задаваться следующим обстоятельством. Система детско-родительских отношений определяется детскими психологами как устойчивое и достаточно стабильное образование (8,21). Следовательно, детские попытки «опробации» новой способности (при условии ее становления) и выстраиваемые в связи с этим новые формы взаимодействия обязательно будут «замечены» родителями.
Таким образом, объектом нашего исследования стали индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения.
Предметом настоящего исследования является перенос основных характеристик индивидуального учебного действия (способов действования) ребенка в пространство детско-родительских отношений.
Основная цель данного исследования – Обнаружение и критериальное оформление переноса индивидуального действия (его основных характеристик) из учебной деятельности в более широкий социальный контекст.
Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ особенностей социально-личностного развития детей 8-9 лет (второклассников).
2. Исследование феноменальной картины индивидуального учебного действия.
3. Выделение существенных критериев динамики становления индивидуальных действий и построение на их основе типологии.
4. Исследование феноменальной картины домашнего поведения детей 8-9 лет и построение типологии детско-родительского взаимодействия.
5. Сравнительный анализ сформированности индивидуального действия и феноменальной картины домашнего поведения.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение сформированности индивидуальных учебных действий ребенка. Инструмент – критериально-ориентированное наблюдение, интервью с учителями.
2. Изучение поведения ребенка в семье и динамики его отношений с близкими родственниками. Инструмент – интервью с родителями.
Работа имеет следующую структуру:
Первая глава посвящена теоретическому изучению проектных разработок образовательного пространства младшего школьника, ведущихся на базе КУГ №1. Результатом анализа стало выделение существенных критериев сформированности индивидуального учебного действия («выращивание» которого является основной целью проекта) и построение на их основе типологии. Далее нами была обоснована возможность перенесения способов действования, характерных для индивидуального учебного действия в другой психологический контекст, и выстроена гипотетическая модель возможного переноса.
Вторая глава содержит в себе описание объекта, предмета и целей экспериментального исследования. В главе подробно описаны диагностический инструментарий, процедуры исследования, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
В заключении представлены основные выводы.
В конце работы представлены приложения и список литературы.
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
«Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений» (3, с.213). В соответствии с этим различные возрастные периоды имеют свое специфическое содержание: особые взаимоотношения с окружающими, определенную ведущую деятельность и новообразования, формируемые в процессе ее осуществления. Теоретический анализ литературы (3, 6, 13, 16, 18, 33, 35) позволил нам выделить некоторые характерные особенности детей младшего школьного возраста.*
Младший школьный возраст является, пожалуй, единственным возрастным этапом, границы которого столь явно обозначены. «Вхождение» ребенка в указанный возрастной период знаменуется поступлением в школу, что изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. «С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений» (33, с.55).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.