1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста
1.1.1. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста
1.2. Описание проекта «Образовательное пространство начальной школы развивающего обучения»
1.2.1. Типология сформированности индивидуального учебного действия
1.3. Гипотетическая модель влияния сформированности индивидуального учебного действия на изменение детско-родительских отношений
Глава 2. Исследование влияния степени сформированности индивидуального учебного действия на изменение детско-родительских отношений
2.1. Объект и цель исследования
2.2. Программа исследования
2.3. Обработка и анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
«Все, что мы несем детям, и что может повлиять на их судьбу, подлежит проверке судом совести, согласно императиву: «Не навреди!». И здесь он должен быть строже, чем во врачевании…»
Г.С.Батищев
Введение
В рамках культурно-исторической концепции актуальным является вопрос о формировании способностей. Этой теме посвящено множество работ, в том числе работы К.Н.Поливановой, П.Я.Гальперина, Л.И.Берцфаи и др. В своих исследованиях авторы приходят к выводу о «двухтактности образования субъектной способности». Другими словами, любая способность (новообразование) изначально формируясь внутри некоторой деятельности, является принадлежностью не субъекта, а именно этой деятельности. Следовательно, необходим этап «освобождения» новообразования от того психологического контекста, в котором оно возникло. Только после опробования способности в ситуациях новых по отношению к ситуациям ее возникновения, новообразование приобретает (или не приобретает) статус способности самого субъекта
Опираясь на указанное положение, мы попытались приблизиться к ответу на вопрос, поставленный в другом проблемном поле. Это, как пишет С.Л.Братченко, проблема выявления реального влияния педагогической практики на ребенка как на личность, на его личностный рост, так как даже несомненный успех в дидактическом и других измерениях совсем не гарантирует позитивных сдвигов в «личностном измерении» (4, с.9).
Придерживаясь этой же точки зрения, мы полагаем, что вопрос о возможности эксплуатации способностей и ресурсов, приобретенных в рамках учебного процесса, за его границами является немаловажным. По сути, это вопрос о «пригодности» формирующихся в русле образовательных технологий способностей для решения не учебных, а «жизненных» задач. Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная дипломная работа.
В своем исследовании мы опираемся на культурно-историческую концепцию Л.С.Выготского и его последователей (Д.Б Эльконина, Л.И.Божович, Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой и др.). В работе используется положение о «двухтактности образования субъектной способности».
Другим теоретическим основанием, а вернее материалом исследования является экспериментальная работа по проектированию образовательного пространства младшего школьника, проводящаяся под руководством Б.Д.Эльконина на базе Красноярской университетской гимназии №1. По замыслу авторов рассматриваемого проекта, определенным образом простроенное содержание образовательного пространства влечет возникновение «субъективных форм поведения младшего школьника (самостоятельность, самодеятельность). Единицей анализа проектной деятельности и, одновременно, целью реализации проекта явилось «выращивание индивидуальных учебных действий». Последние кратко можно охарактеризовать как произвольные и осмысленные (более подробное описание будет дано в гл.1.2).
Говоря о проектной работе как о материале исследования, мы подразумевали возможность фиксации не только «учебных», но и «социальных» эффектов реализации образовательного проекта. «Социальным» эффектом должно явиться перенесение сформировавшихся в учебной деятельности индивидуальных действий в другой психологический контекст (4, 26, 27). Таким контекстом, по нашему мнению, выступит пространство детско-родительских отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.