- предпочтение ребенком того или иного вида работы;
- адекватность выбора вида работы;
- адекватность перехода от одного вида работы к другому;
- использование средств;
- обращение к учителю.
Учителям предлагалось оценить каждого ученика в соответствии с выделенными критериями с помощью нешкалированных линеечек типа шкал Дембо-Рубинштейн. Для удобства как заполнения, так и последующего анализа линеечки были разделены специальной меткой на две равные половины. Ответы учителей регистрировались в специальном бланке. Перед началом заполнения проводилась устная инструкция испытуемых. Время работы не ограничивалось. Ответы обрабатывались содержательно. Результаты опроса сопоставлялись с данными, полученными в ходе наблюдения, используясь как дополнительный источник информации для получения более объективных результатов.
3. Интервью с родителями.
Интервью направлено на изучение представлений родителей об изменении поведенческой картины ребенка за последние полгода (в нашем случае, это I – III четверти). Интервью содержит 7 групп вопросов, касаемых различных сторон взаимоотношений ребенка с родителями (приложение 4):
- сфера обязанностей и прав ребенка;
- сфера межличностных отношений;
- «пространство» выполнения домашнего задания;
- степень самостоятельности и инициативности ребенка.
Интервью было сконструированы следующим образом. Первый вопрос имеет обобщенный характер, в зависимости от ответа родителей, позволяет обнаружить изменения (или их отсутствие) в поведении ребенка в различных сферах детско-родительских взаимоотношений.
Вопросы №№ 2, 5, 7 направлены на диагностику изменения детского поведения в сфере межличностных отношений ребенка с близкими родственниками. С целью обнаружения изменений в приготовлении ребенком домашнего задания родителям задавался вопрос № 4.Вопросы №№ 3, 6 позволяют, на наш взгляд, диагносцировать степень самостоятельности и инициативности ребенка.
Очевидно, что при этом все вопросы так или иначе «затрагивали» и другие сферы.
Возможность изменений поведения ребенка именно в этих сферах была теоретически обоснована нами в главе 1.3.1
Ответы обрабатывались как содержательно (в каких сферах у каждого ребенка произошли наибольшие изменения), так и количественно (сколько родителей отметили изменения по каждому из выделенных критериев).
Для выделения сфер, где происходят изменения, вызванные, по нашему мнению, особым построением образовательного пространства, сопоставлялись результаты интервьюирования родителей учащихся контрольного и экспериментального классов. Для выяснения значимости обнаруженных различий проводилась специальная процедура обработки с применением статистических методов (9).
2.3 Обработка и анализ результатов исследования
В экспериментальном исследовании участвовали 48 детей (25 учеников из экспериментального класса и 23 из контрольного), их родители (38 матерей, 5 отцов и 2 бабушки) и учителя КУГ №1 младшей ступени. Возраст детей 8-9 лет.
Первоначальный уровень подготовки при поступлении в школу у детей обоих классов был примерно одинаков. Оба класса занимаются по одной учебной программе, но в экспериментальном классе в отличие от контрольного учебное пространство выстраивалось особым образом (программа «Образовательное пространство младшего школьника»(17, 25, 37)).
Итак, были получены следующие результаты.
· Критериально-ориентированное наблюдение.
В наблюдении принимали участие автор данной работы, сотрудники лаборатории и сотрудники психологической службы КУГ №1 младшей ступени. Группа экспериментаторов наблюдала за поведением детей в ходе проведения цикла «Подготовка к контрольной работе – Выполнение контрольной работы – Работа над ошибками». Особое внимание уделялось затруднительным для ребенка ситуациям как местам, где он может «применять» выращиваемые способы действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.