Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 12

-  предпочтение ребенком того или иного вида работы;

-  адекватность выбора вида работы;

-  адекватность перехода от одного вида работы к другому;                  

-  использование средств;

-  обращение к учителю.

 Учителям предлагалось оценить каждого ученика в соответствии с выделенными критериями с помощью нешкалированных линеечек типа шкал Дембо-Рубинштейн. Для удобства как заполнения, так и последующего анализа линеечки были разделены специальной меткой на две равные половины. Ответы учителей регистрировались в специальном бланке. Перед началом заполнения проводилась устная инструкция испытуемых. Время работы не ограничивалось. Ответы обрабатывались содержательно. Результаты опроса сопоставлялись с данными, полученными в ходе наблюдения, используясь как дополнительный источник информации для получения более объективных результатов.

3.  Интервью с родителями.

Интервью направлено на изучение представлений родителей об изменении поведенческой картины ребенка за последние полгода (в нашем случае, это I – III четверти). Интервью содержит 7 групп вопросов, касаемых различных сторон взаимоотношений ребенка с родителями (приложение 4):

-  сфера обязанностей и прав ребенка;

-  сфера межличностных отношений;

-  «пространство» выполнения домашнего задания;

-  степень самостоятельности и инициативности ребенка.

Интервью было сконструированы следующим образом. Первый вопрос имеет обобщенный характер, в зависимости от ответа родителей, позволяет обнаружить изменения (или их отсутствие) в поведении ребенка в различных сферах детско-родительских взаимоотношений.

Вопросы №№ 2, 5, 7 направлены на диагностику изменения детского поведения в сфере межличностных отношений ребенка с близкими родственниками. С целью обнаружения изменений в приготовлении ребенком домашнего задания родителям задавался вопрос № 4.Вопросы №№ 3, 6 позволяют, на наш взгляд, диагносцировать степень самостоятельности и инициативности ребенка.

Очевидно, что при этом все вопросы так или иначе «затрагивали» и другие сферы.

Возможность изменений поведения ребенка именно в этих сферах была теоретически обоснована нами  в главе 1.3.1

Ответы обрабатывались как содержательно (в каких сферах у каждого ребенка произошли наибольшие изменения), так и количественно (сколько родителей отметили изменения по каждому из выделенных критериев).

Для выделения сфер, где происходят изменения, вызванные, по нашему мнению, особым построением образовательного пространства, сопоставлялись результаты интервьюирования родителей учащихся контрольного и экспериментального классов. Для выяснения значимости обнаруженных различий проводилась специальная процедура обработки с применением статистических методов (9).


2.3 Обработка и анализ результатов исследования

В экспериментальном исследовании участвовали 48 детей (25 учеников из экспериментального класса и 23 из контрольного), их родители (38 матерей, 5 отцов и 2 бабушки) и учителя КУГ №1  младшей ступени. Возраст детей 8-9 лет.

Первоначальный уровень подготовки при поступлении в школу у детей обоих классов был примерно одинаков. Оба класса занимаются по одной учебной программе, но в экспериментальном классе в отличие от контрольного учебное пространство выстраивалось особым образом (программа «Образовательное пространство младшего школьника»(17, 25, 37)).

Итак, были получены следующие результаты.

·  Критериально-ориентированное наблюдение.

В наблюдении принимали участие автор данной работы, сотрудники лаборатории и сотрудники психологической службы КУГ №1 младшей ступени. Группа экспериментаторов наблюдала за поведением детей в ходе проведения цикла «Подготовка к контрольной работе – Выполнение контрольной работы – Работа над ошибками». Особое внимание уделялось затруднительным для ребенка ситуациям как местам, где он может «применять» выращиваемые способы действия.