Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 13

 Результаты:

Собранные данные позволяют нам говорить о возможности описания степени сформированности индивидуального учебного действия через предложенную в главе 1.2.1 типологию. Согласно выделенным в главе 1.2.1 группам и полученным в ходе наблюдения результатам дети распределились следующим образом:

группы

I

II

III

кол-во детей

11

9

5

Исходя из полученных данных, опишем выделенные группы более подробно.

I.  Группа детей, у которых индивидуальное учебное действие сформировано.

 Здесь мы можем наблюдать два разных типа поведения. Одни дети, предпочитая действовать на «оценку», сразу выбирают контрольную работу и без предварительной подготовки пишут ее на «5». Другие дети в равной мере выбирают и работу на «оценку», и «тренировку». В случае принятия решения о необходимости потренироваться, они отдают предпочтение трудным заданиям. Организуя пространство собственной подготовки, они активно пользуются «помощниками», обращаются к учителю с содержательными вопросами, например: «Может ли быть в уравнении два икса?», «Число три - это три клетки?». Для таких детей характерен переход от одного вида работы к другому по собственной инициативе (вне связи с временными рамками урока). Как и у детей из первой подгруппы, мы наблюдаем у них высокую результативность работы. Относительно указанных детей мы делаем следующие выводы:

-  учащиеся способны определить необходимые умения для решения предлагаемых задач и оценить степень их сформированности у себя;

-  обнаружив собственные дефициты, дети активно используют средства для их восполнения: содержательно обращаются за помощью к учителю, используют «карточки-помощники», основывая их выбор на выделенных неумениях;

-  умело организовывают пространство собственной подготовки, о чем свидетельствуют высокие результаты.

II.  «Переходная» группа детей, со становящимися формами учебного действия.

Эти дети не всегда способны определить, с чем связаны их трудности. В поведении таких детей мы не встречаем самостоятельных переходов от одного вида работы к другому, то есть все переходы связаны с временными границами урока.  Интересно, что, работая в тренировочном пространстве и  выбирая «карточку-помощника» в соответствии с выделенными трудностями, дети могут так и не применить его в своей работе и не обратиться к учителю. В большинстве случаев для таких детей характерна нестабильность результатов. Необходимо отметить, что по сравнению с двумя другими, данная группа достаточно разнородна. Мы можем сказать следующее:

-  дети не достаточно хорошо владеют средствами организации собственной подготовки;

-  нестабильность результатов может быть связана как с неумением определить собственные трудности, так и с неадекватным использованием помощи.

III.  Группа детей, у которых индивидуальное учебное действие не сформировано.

По данным наших наблюдений такие дети осуществляют формальный, неадекватный выбор работы, например: «Я тоже буду делать контрольную работу» (посмотрев на соседа) или «А мне нравиться тренироваться». Это связано с тем, что  дети не умеют выделять требующиеся для решения предлагаемых заданий умения, в лучшем случае они способны лишь определить тип задания. При работе в тренировочном пространстве дети выбирают те задания, которые у них получаются: «Люблю решать примеры». При невозможности справиться с заданием, они откладывают  карточку, выбирая другую, полегче, не обращаясь за помощью к учителю или «карточкам-помощникам». Если дети и обращаются к учителю с вопросами, то они зачастую носят формальный характер: «Как писать?», «Помогите решить...». Для этих детей характерна низкая результативность работы. На основании наших данных мы делаем следующие выводы: