Результаты:
Собранные данные позволяют нам говорить о возможности описания степени сформированности индивидуального учебного действия через предложенную в главе 1.2.1 типологию. Согласно выделенным в главе 1.2.1 группам и полученным в ходе наблюдения результатам дети распределились следующим образом:
группы |
I |
II |
III |
кол-во детей |
11 |
9 |
5 |
Исходя из полученных данных, опишем выделенные группы более подробно.
I. Группа детей, у которых индивидуальное учебное действие сформировано.
Здесь мы можем наблюдать два разных типа поведения. Одни дети, предпочитая действовать на «оценку», сразу выбирают контрольную работу и без предварительной подготовки пишут ее на «5». Другие дети в равной мере выбирают и работу на «оценку», и «тренировку». В случае принятия решения о необходимости потренироваться, они отдают предпочтение трудным заданиям. Организуя пространство собственной подготовки, они активно пользуются «помощниками», обращаются к учителю с содержательными вопросами, например: «Может ли быть в уравнении два икса?», «Число три - это три клетки?». Для таких детей характерен переход от одного вида работы к другому по собственной инициативе (вне связи с временными рамками урока). Как и у детей из первой подгруппы, мы наблюдаем у них высокую результативность работы. Относительно указанных детей мы делаем следующие выводы:
- учащиеся способны определить необходимые умения для решения предлагаемых задач и оценить степень их сформированности у себя;
- обнаружив собственные дефициты, дети активно используют средства для их восполнения: содержательно обращаются за помощью к учителю, используют «карточки-помощники», основывая их выбор на выделенных неумениях;
- умело организовывают пространство собственной подготовки, о чем свидетельствуют высокие результаты.
II. «Переходная» группа детей, со становящимися формами учебного действия.
Эти дети не всегда способны определить, с чем связаны их трудности. В поведении таких детей мы не встречаем самостоятельных переходов от одного вида работы к другому, то есть все переходы связаны с временными границами урока. Интересно, что, работая в тренировочном пространстве и выбирая «карточку-помощника» в соответствии с выделенными трудностями, дети могут так и не применить его в своей работе и не обратиться к учителю. В большинстве случаев для таких детей характерна нестабильность результатов. Необходимо отметить, что по сравнению с двумя другими, данная группа достаточно разнородна. Мы можем сказать следующее:
- дети не достаточно хорошо владеют средствами организации собственной подготовки;
- нестабильность результатов может быть связана как с неумением определить собственные трудности, так и с неадекватным использованием помощи.
III. Группа детей, у которых индивидуальное учебное действие не сформировано.
По данным наших наблюдений такие дети осуществляют формальный, неадекватный выбор работы, например: «Я тоже буду делать контрольную работу» (посмотрев на соседа) или «А мне нравиться тренироваться». Это связано с тем, что дети не умеют выделять требующиеся для решения предлагаемых заданий умения, в лучшем случае они способны лишь определить тип задания. При работе в тренировочном пространстве дети выбирают те задания, которые у них получаются: «Люблю решать примеры». При невозможности справиться с заданием, они откладывают карточку, выбирая другую, полегче, не обращаясь за помощью к учителю или «карточкам-помощникам». Если дети и обращаются к учителю с вопросами, то они зачастую носят формальный характер: «Как писать?», «Помогите решить...». Для этих детей характерна низкая результативность работы. На основании наших данных мы делаем следующие выводы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.