В соответствии с описанными группами в результате анализа полученных данных дети распределились следующим образом:
группы |
I |
II |
III |
|
кол-во детей |
экспериментальный класс |
11 (44%) |
9 (36%) |
5 (20%) |
контрольный класс |
2 (8,7%) |
6 (26%) |
15 (65,3%) |
Приведенные данные позволяют нам говорить о различии в динамике изменения поведения детей из экспериментального и контрольного классов. Значимость различий подтвердилась при проверке статистическими методами (критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).
· Сравнительный анализ результатов исследования.
Сопоставив результаты методик, направленных на изучение степени сформированности индивидуального учебного действия, с результатами методик, направленных на изучение представлений родителей об изменении поведения детей, получим следующую таблицу:
Степень сформированности ИУД |
Изменение детско-родительских отношений |
||
I |
II |
III |
|
I |
10 |
2 |
|
II |
7 |
1 |
|
III |
1 |
4 |
|
Итого |
11 |
9 |
5 |
Итак, 21 ребенок (84 % испытуемых) показал результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу.
Ребенок, чьи родители констатируют факт изменения поведения, демонстрирует в учебном пространстве способы действования, характерные для высокой степени сформированности индивидуального учебного действия. Причем изменения, о которых говорят родители, носят «конструктивный» характер:
- расширение круга интересов, их серьезность и устойчивость;
- более ответственное отношение к учебе, в частности, к домашним заданиям;
- проявление большей самостоятельности в бытовых вопросах;
- появление умения сдерживать эмоциональные порывы и попыток разрешать конфликты путем переговоров.
Только один ребенок, вошедший по нашим данным в группу детей, у которых индивидуальное учебное действие не сформировано, демонстрирует аналогичное поведение. На наш взгляд, здесь возможно следующее суждение. Для старшего брата мальчика, обучающегося в этом же классе, также характерно подобное поведение, но в отличие от первого ребенка он относится к группе детей с высокой степенью сформированности индивидуального учебного действия. Мама детей, отвечая на наши вопросы, обычно говорила: «Дети… Мальчики… Ребята», а, внося какие-либо уточнения, называла имя старшего ребенка. В связи с этим, мы полагаем, что в своих ответах мама «ориентировалась» на поведение старшего сына.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.