Индивидуальное учебное действие и соответствующие ему детско-родительские отношения, страница 16

В соответствии с описанными группами в результате анализа полученных данных дети распределились следующим образом:

группы

I

II

III

кол-во детей

экспериментальный класс

11 (44%)

9 (36%)

5 (20%)

контрольный класс

2 (8,7%)

6 (26%)

15 (65,3%)

Приведенные данные позволяют нам говорить о различии в динамике изменения поведения  детей из экспериментального и контрольного классов. Значимость различий подтвердилась при проверке статистическими методами (критерий Вилкоксона-Манна-Уитни).

·  Сравнительный анализ результатов исследования.

Сопоставив результаты методик, направленных на изучение степени сформированности индивидуального учебного действия, с результатами методик, направленных на изучение представлений родителей об изменении поведения детей, получим следующую таблицу:

Степень сформированности ИУД

Изменение детско-родительских отношений

I

II

III

I

10

2

II

7

1

III

1

4

Итого

11

9

5

Итак, 21 ребенок  (84 % испытуемых) показал  результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу.

 Ребенок, чьи родители констатируют факт изменения поведения, демонстрирует в учебном пространстве способы действования, характерные для высокой степени сформированности индивидуального учебного действия. Причем изменения, о которых говорят родители, носят «конструктивный» характер:

-  расширение круга интересов, их серьезность и устойчивость;

-     более ответственное отношение к учебе, в частности, к домашним заданиям;                     

-  проявление большей самостоятельности в бытовых вопросах;

-  появление умения сдерживать эмоциональные порывы и попыток разрешать конфликты путем переговоров.

Только один ребенок, вошедший по нашим данным в группу детей, у которых индивидуальное учебное действие не сформировано, демонстрирует аналогичное поведение. На наш взгляд, здесь возможно следующее суждение. Для старшего брата мальчика, обучающегося в этом же классе, также характерно подобное поведение, но в отличие от первого ребенка он относится к группе детей с высокой степенью сформированности индивидуального учебного действия. Мама детей, отвечая на наши вопросы, обычно говорила: «Дети… Мальчики… Ребята», а, внося какие-либо уточнения, называла имя старшего ребенка. В связи с этим, мы полагаем, что в своих ответах мама «ориентировалась» на поведение старшего сына.