Право, личность, общество. Структура права и его действие. Право в системе социальных форм, функции права, механизм правового регулирования. Основы правового статуса личности и гражданина, страница 31

- уголовное преследование в соответствии с УПК РФ;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- участие прокуроров в рассмотрении дел судами, опротестование незаконных реше­ний, приговоров.

Структура органов прокуратуры

Высшее звено Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором, затем прокуратура субъектов РФ, районные и городские прокуратуры. В системы входят во­енные прокуратуры. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, на­значаемых по его представлению Советом Федерации. В Генеральной прокуратуре образу­ются управления и отделы, начальники и заместители назначаются на должность и освобож­даются Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор имеет помощников по особым поручениям. В управлениях есть старшие прокуроры, прокуроры, прокуроры - криминали­сты, старшие следователи по особым делам и следователи, их помощники. Они, как и глав­ный бухгалтер, назначаются и отстраняются от должности Генеральным прокурором РФ. Ге­неральный прокурор назначается на должность на 5 лет и освобождается от должности Сове­том Федерации по представлению Президента РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рас­смотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Организация выявления и расследования преступлений

Выявление и расследование преступлений - виды правоохранительной деятельности, разделить которые невозможно. Выявить преступление - обнаружить действие или бездейст­вие, содержащее признаки преступления. Выявление преступлений не всегда предшествует следствию, часто по ходу расследования одного преступления выявляется другое. Расследо­вание уголовных дел называется предварительным следствием. Оно приходит к выводам и предшествует судебному разбирательству. Предварительное расследование имеет две фор­мы: дознание и предварительное следствие. Дознание и следствие выполняют одни и те же задачи, но дознание и следствие осуществляется разными органами. Часто дознание предше­ствует предварительному следствию. Уголовно-процессуальный кодекс (У ПК) РФ различает два вида дознания: по делам, по которым предварительное следствие необязательно и по де­лам, по которым предварительное следствие обязательно.

Оперативно-розыскная деятельность

Эту деятельность регулирует Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. Осуществлять оперативную деятельность вправе оперативные подразделения:

органов внутренних дел, органов службы безопасности, органов налоговой полиции, феде­ральной службы охраны РФ, таможенные органы РФ, службы внешней разведки РФ, органов внешней разведки Министерства обороны РФ, Федеративного агентства правительственной связи при Президенте РФ.

Задачи органов: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и лиц, подготавливающих их или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, розыск без вести пропавших. Оперативно-розыскные действия прово­дятся самостоятельно или по поручению следователя.

Отличие оперативно-розыскных действий от следственных:

- следствие осуществляется на базе УПК (уголовно-процессуального закона), а опера­тивно-розыскная - на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности и подзакон­ных актов, т.е. различна их правовая база;

- следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные - и до возбуждения;

- в результате следственных действий добываются доказательства, а при оперативных действиях - сведения, которые становятся доказательством после их процессуального оформления.

Милиция и иные органы дознания, их компетенция