Право, личность, общество. Структура права и его действие. Право в системе социальных форм, функции права, механизм правового регулирования. Основы правового статуса личности и гражданина, страница 2

4. Наделение государственных органов властными государственными полномочиями.

Теория правового государства

Лорд-канцлер английской монархии Томас Мор в ХVІв. в своем романе «Утопия» говорил устами своего героя : «Государство - это заговор богачей, заботящихся под вывеской государства о своих правах, они придумывают ухищрения, чтобы эксплуатировать бедных как скот, эти ухищрения становятся законом». Однако, в основном ученые констатировали факт, что правовое государство - это торжество справедливости, гуманизма, закона, законности.

Зачатки теории правового государства можно найти у философов и юристов Д. Рима, Греции, Индии и Китая.

Платон в «Диалогах» писал: «Когда закон не имеет силы и находится под чьей-нибудь властью - близка гибель государства». Тех же взглядов придерживался его ученик Аристотель и писал, что закон должен властвовать над всем. Цицерон сформулировал правовой принцип, который лег в основу теории правового государства : «... под действие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане».

Философ Древнего Китая Лосо Узы писал: «Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников».

Много сделано для развития теории правового государства мыслителями XVIII - XX вв. Это Лон, Монтескье, Радищев, Герцен, Кант.                   

К. Маркс писал, что государство из органа, стоящего над народом, необходимо превратить в государство в орган, обществу всецело подчиненный.

Развитие теории правового государства привело к тому, что это закрепляется в текущем законодательстве и в конституциях западных государств. В конституции Испании 1978 года, ФРГ 1949 года и ряде других развитых капиталистических стран.

Правовое государство все равно остается государством, т.е. не растворяется в обществе и обладает своими специфическими чертами, также располагает аппаратом управления и принуждения, обладает суверенитетом, занимается правотворческой деятельностью.

Особенности правового государства:

1.  Верховенство закона - т.е. ни один человек не освобождается от действия закона и закон обладает высшей юридической силой и не растворяется в подзаконных актах

С 1936 по 1988 гг. в СССР принято лишь 79 «чистых законов», но действовали тысячи распоряжений, указов, постановлений . За 1988 год Совмин принял 1500 постановлений и дал 2000 распоряжений, т.е. преобладают нормативные акты.

2. Гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства.

3. Принцип разделения властей, т.е. для нормального существования государства в нем должны быть три независимые власти. Это законодательная, исполнительная и судебная (это было уже в республиканском мире 200-120 гг. до н. э.).

4. Режим демократии, законности и конституционности,что исключает узурпирование власти.

5. Реальное обеспечение прав и свобод граждан.

В России предпосылкой формирования правового государства является создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства; наличие в стране гражданского общества, т.е. своеобразный противовес государству. На гражданское общество существует несколько точек зрения. В основном это различные общественные объединения и движения, клубы, университеты, церкви, семья, объединения бизнесменов.

Тема 2. СТРУКТУРА ПРАВА И ЕГО ДЕЙСТВИЕ, ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ. ФУНКЦИИ ПРАВА. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

2.1. Регулирование общественных отношений в первобытном обществе. Происхождение права. Правовые и моральные нормы. Право и религия. Право и технические нормы.

Развитие первобытно - общинного общества привело к появлению нового регулятора отношений - права.

Но не правовые нормативные регуляторы древнейших времен сохранились не только в праве, но и в других нормах. Это технические нормы, нормы морали, религии, обычаи, политические нормы, которые регулируют нормы политических организаций. Обычай - это исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в силу их многократного применения в течение длительного времени.