Рассмотрению дел в кассационной инстанции предупреждает вступление в силу незаконных и необоснованных решений, обеспечивая цели правосудия. Эти суды, рассматривая жалобы и протесты на решения, и приговоры, дают конкретные указания, повышая качество правосудия. В качестве надзорной инстанции суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений народных судов, которые вступили в законную силу. Очень важен контроль судов среднего звена за действиями органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, когда их действия связаны с нарушением прав граждан (тайна переписки, телефонных разговоров, неприкосновенность жилища).
Состав среднего звена зависит от объема работы, количества населения, районов и народных судов. Суды состоят из председателя, заместителя председателя, председателей судебных коллегий (по гражданским и уголовным делам), членов суда и народных заседателей. Судебные коллегии возглавляет председатель коллегии, который является заместителем председателя суда. Коллегии рассматривают дела, как 1 инстанция и в кассационном порядке. Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора.
При рассмотрении дел в 1 инстанции судебная коллегия состоит:
- председательствующий (председатель суда или его заместители);
- два народных заседателя или при определенных условиях дело могут рассматривать три судьи-профессионала.
Суд присяжных состоит из судьи и 12 присяжных заседателей. Решения, принятые судом присяжных, опротестуются в Верховный суд РСФСР в кассационную палату. При рассмотрении дела в кассационном порядке судебная коллегия действует в составе председателя и двух членов суда.
Президиум суда среднего звена состоит из председателя суда и наиболее опытных судей, назначаемых Президентом. Заседания проводятся не реже 2-х в месяц. В заседаниях участвует прокурор, решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем суда.
Президиум решает вопросы организационного характера:
- обобщением судебной практики;
- оказывает помощь народным заседателям по изучению и применению законодательства;
- решает вопросы работы аппарата суда;
- обсуждает состояние работы по жалобам и заявлениям граждан;
- составляет перспективные и текущие планы работы;
- заслушивает отчеты председателей народных судов.
Президиумы Верховных судов республик имеют право вносить представления о порядке осуществления законодательной инициативы, и поставит вопрос о толковании закона республики.
Военные суды
Задачи военных судов схожи с задачами общих судов.
Отличия военных судов:
- не даны полномочия конституционного контроля;
- не дают разъяснения законодательства, обязательных для всех судов;
- не разбирают и не решают дел об административных правонарушениях;
- правосудие осуществляется не в отношении всех граждан;
- ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях;
- рассматривают уголовные дела о преступлениях против военной службы;
- образуются и действуют в условиях Вооруженных сил РФ, где бы они не были (Закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.).
Особенности организации и основ деятельности военных судов
Военные суды включены в единую систему судов. Контроль за их деятельностью осуществляет Верховный суд РСФСР. Построение системы военных судов зависит от организации и дислокации Вооруженных Сил РФ и др. воинских структур.
Подведомственность военных судов
К их ведению относится разрешение гражданских и уголовных дел.
Гражданские дела в случае:
- если гражданское дело возникло там, где нет гражданских судов;
- когда возмещается ущерб, причиненный преступлением, дело о котором рассматривалось в военном суде;
- когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления или должностных лиц.
Подведомственность уголовных дел - совершение преступления военнослужащим. Военнослужащий - лицо, проходящее особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, пограничных, внутренних войсках. Не военнослужащий, может быть, судим военным судом, если:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.