Право, личность, общество. Структура права и его действие. Право в системе социальных форм, функции права, механизм правового регулирования. Основы правового статуса личности и гражданина, страница 27

Рассмотрению дел в кассационной инстанции предупреждает вступление в силу неза­конных и необоснованных решений, обеспечивая цели правосудия. Эти суды, рассматривая жалобы и протесты на решения, и приговоры, дают конкретные указания, повышая качество правосудия. В качестве надзорной инстанции суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений народных судов, которые вступили в законную силу. Очень важен контроль судов среднего звена за действиями органов, занимающихся выявлением и рассле­дованием преступлений, когда их действия связаны с нарушением прав граждан (тайна пере­писки, телефонных разговоров, неприкосновенность жилища).

Состав среднего звена зависит от объема работы, количества населения, районов и народных судов. Суды состоят из председателя, заместителя председателя, председателей судебных коллегий (по гражданским и уголовным делам), членов суда и народных заседате­лей. Судебные коллегии возглавляет председатель коллегии, который является заместителем председателя суда. Коллегии рассматривают дела, как 1 инстанция и в кассационном поряд­ке. Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора.

При рассмотрении дел в 1 ин­станции судебная коллегия состоит:

- председательствующий (председатель суда или его заместители);

- два народных заседателя или при определенных условиях дело могут рассматривать три судьи-профессионала.

Суд присяжных состоит из судьи и 12 присяжных заседателей. Решения, принятые судом присяжных, опротестуются в Верховный суд РСФСР в кассационную палату. При рас­смотрении дела в кассационном порядке судебная коллегия действует в составе председате­ля и двух членов суда.

Президиум суда среднего звена состоит из председателя суда и наиболее опытных су­дей, назначаемых Президентом. Заседания проводятся не реже 2-х в месяц. В заседаниях участвует прокурор, решения принимаются большинством голосов и подписываются пред­седателем суда.

 Президиум решает вопросы организационного характера:

- обобщением судебной практики;

- оказывает помощь народным заседателям по изучению и применению законодатель­ства;

- решает вопросы работы аппарата суда;

- обсуждает состояние работы по жалобам и заявлениям граждан;

- составляет перспективные и текущие планы работы;

- заслушивает отчеты председателей народных судов.

Президиумы Верховных судов республик имеют право вносить представления о по­рядке осуществления законодательной инициативы, и поставит вопрос о толковании закона республики.

Военные суды

Задачи военных судов схожи с задачами общих судов.

 Отличия военных судов:

- не даны полномочия конституционного контроля;

- не дают разъяснения законодательства, обязательных для всех судов;

- не разбирают и не решают дел об административных правонарушениях;

- правосудие осуществляется не в отношении всех граждан;

- ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях;

- рассматривают уголовные дела о преступлениях против военной службы;

- образуются и действуют в условиях Вооруженных сил РФ, где бы они не были (Закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.).

Особенности организации и основ деятельности военных судов

Военные суды включены в единую систему судов. Контроль за их деятельностью осуществляет Верховный суд РСФСР. Построение системы военных судов зависит от орга­низации и дислокации Вооруженных Сил РФ и др. воинских структур.

Подведомственность военных судов

К их ведению относится разрешение гражданских и уголовных дел.

Гражданские дела в случае:

- если гражданское дело возникло там, где нет гражданских судов;

- когда возмещается ущерб, причиненный преступлением, дело о котором рассматри­валось в военном суде;

- когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управ­ления или должностных лиц.

Подведомственность уголовных дел - совершение преступления военнослужащим. Военнослужащий - лицо, проходящее особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, пограничных, внутренних войсках. Не военнослужащий, может быть, судим военным судом, если: