Правоохранительную функцию осуществляют все правоохранительные органы - все суды, органы юстиции, прокуратуры, следственные органы прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговой полиции.
Судебная власть и органы ее осуществляющие
Проблема рационального устройства государственной власти волновала умы во все времена, тем более люди заметили, что концентрация власти в одних руках неизбежно приводит к отрицательным последствиям.
Возникла идея, что основные направления государственной власти должны быть разделены. Гос. власть по этой концепции разделена на законодательную, исполнительную, и судебную (Монтескье).
В нашей стране проблема разделения властей получила серьезное отношение в конце 80-ых годов. 12.06.1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР одобрил Декларацию о государственном суверенитете, п. 13 которой гласит: "разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР", тоже положение содержится в Конституции РСФСР ст. 10.
Государственная власть - возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе с помощью убеждения или принуждения.
Судебная власть - реализуемые, занимающими особое положение в государственном аппарате, органами (судами), присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Полномочия судебной власти:
- конституционный контроль;
- контроль за законностью;
- обеспечение исполнения приговоров, судебных решений;
- разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
- разъяснения действующего законодательства;
- участие в формировании судейского корпуса;
- основное направление - правосудие.
Принципы демократического судопроизводства
- законность;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление правосудия только судом;
- обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда;
- независимость судей, присяжных и народных заседателей;
- осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
- обеспечение прав граждан на судебную защиту;
- состязательность и равноправие сторон, участвующих в отправлении правосудия;
- обеспечение права на защиту подозреваемым, обвиняемым и подсудимому;
- презумпция невиновности;
- открытое разбирательство во всех судах;
- национальный язык судопроизводства;
- участие представителей народа в отправлении правосудия.
Районный (городской) народный суд - основное звено системы общих судов. Принципы организации судов определены Конституцией РСФСР, Законом о судоустройстве. Законом о статусе судей и др.
Этот суд действует в районе или городе без районного деления. Организационное обеспечение деятельности судов возложено на Министерство юстиции.
Полномочия районного (городского) суда:
- разбирательство гражданских дел;
- разбирательство уголовных дел, кроме умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах, опасных хищений, о посягательствах на гос. власть и других, отнесенных к деятельности вышестоящих судов;
- разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания, аресты, продление сроков расследования.
Гражданские дела делятся на четыре категории:
1. Дела из споров по гражданским, семейным, трудовым и земельным правоотношениям;
2. Дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов;
3. Дела, возникающие из административно-правовых отношений;
4. Дела особого производства.
Дела об административных правонарушениях судья рассматривает единолично. Уголовные и гражданские дела рассматриваются в составе: судья и два народных заседателя, которые пользуются всеми правами судьи. По 60 преступлениям судья может рассматривать дела единолично с согласия обвиняемого. Это, как правило, дела по которым срок лишения свободы не может быть более 5 лет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.