Региональные факторы Дальнего Востока, влияющие на организацию коммерческой деятельности, страница 6

Средняя густота населенных пунктов по районам Дальнего Востока состав­ляет 1,4 на 1000 км2, в среднем по России — 10,4, в то время как в других рай­онах европейской части России — 27,5. Это говорит о крайне неравномерном размещении поселений по отдельным регионам. На Дальнем Востоке один населенный пункт приходится на 2000 км² территории.

Для огромных пространств северных округов Магаданской и Камчатской областей характерно очаговое расселение. На большей части территории вообще отсутствуют постоянные населенные пункты, распространены сезонные поселе­ния на дальних оленьих пастбищах и охотничьих угодьях.

Районы Дальнего Востока в целом уступают европейским по плотности на­селения в 14,9 раза, плотности сельских районов — в 3,4 раза, населенных пунк­тов — в 4,4 раза. Каждый сельский район в среднем больше по занимаемой тер­ритории в 11,5 раза, а по количеству населенных пунктов и численности населе­ния в среднем меньше на 1,7 раза. Эти различия с европейскими районами го­раздо больше для Дальнего Востока.

Анализ тенденций сельского расселения по типам населенных пунктов в за­висимости от их людности позволяет сделать вывод, что в районах Дальнего Востока идет процесс концентрации сельского населения. Причем этот процесс развивается здесь более высокими темпами, чем в среднем по России.

В малых поселениях затруднена организация полноценного социально-бытового, культурного и торгового обслуживания населения. Исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом, показывают, что наилучшие предпо­сылки для более высокого уровня культурного и бытового обслуживания насе­ления могут быть созданы при значительном укрупнении существующих посе­лений (до 3 и более тыс. жителей). В этом случае создаются благоприятные воз­можности для концентрации строительства, возведения достаточно крупных культурно-бытовых и торговых объектов, обеспечивающих все виды повседнев­ного и периодического обслуживания. Уменьшаются в целом затраты на капи­тальное строительство жилых, культурно-бытовых, торговых и общественных зданий, на их инженерное оборудование и благоустройство. Компактная за­стройка позволяет не только экономить расходы, но и создавать коммунально-бытовые удобства, близкие к городским. Так, в населенном пункте с численно­стью жителей 1000 чел. затраты на строительство и комплексное благоустройст­во в расчете на одного жителя на 25—30% ниже, а с 2500 жителями — на 65—70% ниже, чем в поселке на 500 чел.

Наименьшая величина сельского населенного пункта, при которой можно сравнительно хорошо организовать комплексное обслуживание, определяется специалистами в 500 жителей. Оптимальный с этой точки зрения размер поселе­ния составляет 3 и более тыс. чел.

Проведенный анализ показал, что 73,3% всех сельских поселений в районах Дальнего Востока имеют численность жителей до 500 чел. и, следовательно, «неперспективны» с точки зрения развития и размещения в них предприятий со­циальной инфраструктуры. Однако их существование обусловлено спецификой производственной деятельности, рассредоточенностью природных ресурсов. Для выполнения ряда производственных функций необходимы мелкие поселения. Развитие сельскохозяйственного производства, заготовок леса порождает сеть в основном небольших поселений, малолюдными являются также населенные пункты в местах рыбных и охотничьих промыслов, оленеводства, там, где раз­витие животноводства ориентируется на использование естественных кормовых угодий. Поэтому сохранение в сельской местности поселений разных типов и размеров не только возможно, но и объективно необходимо. Ликвидация не­больших сельских поселений только потому, что развитие социальной инфраструктуры в них требует повышенных затрат, не является достаточно аргумен­тированным актом.

Все это особенно важно для Дальнего Востока, где велика роль торговли в решении социальных и экономических задач развития сельской местности. По­этому по аналогии с распределением населенных пунктов по группам людности следует рассматривать иерархический ряд центров торгового обслуживания от местных до областных.