Региональные факторы Дальнего Востока, влияющие на организацию коммерческой деятельности, страница 12

Северный завоз – проблема многоаспектная. Ежегодные поставки жизненно важных для северных территорий товаров планируются и осуществляются в контексте решения комплекса демографических, хозяйственных, транспортных вопросов. Учитываются также свойства завозимых энергоносителей (жидкие, твердые), вариантность транспортных маршрутов, виды перевалки, каботажа, сроки завоза, типы регионов и т.д.

Исполнение федерального бюджета также влияет на уровень жизнеобеспечения российского Севера. Для выработки органами государственной власти оптимальных решений и принятия эффективных мер необходим системный подход к пониманию про­блемы северного завоза. Сложность ее решения в немалой степени связана с ог­ромным количеством участников этого процесса, зачастую с различными, а не­редко и конфликтующими экономическими интересами, разрушением старой системы централизованного снабжения северных территорий и медлительно­стью в создании новой, сочетающей элементы государственного регулирования и рыночные принципы хозяйствования.

Сокращение населения северных территорий пока не стало фактором, сни­жающим реальные потребности в завозимых энергоносителях из-за слабой эла­стичности зависимости между их объемом и численностью проживающих здесь (в отношении продовольствия такая зависимость более определенная и жесткая). Ведь если дом заселен лишь на треть, отапливать его нужно все равно. Размеще­ние населения на северных территориях носит в основном некомпактный харак­тер, а компактное переселение с ликвидацией, например, целого поселка, прохо­дит очень трудно, с большими социальными издержками. Несмотря на уменьшение численности населения, количество главных потребителей нефтепродук­тов и угля – котельных, дизельных и теплоэлектростанций – почти не уменьши­лось. Обеспечение же их бесперебойной работы всегда связано с технологически необходимым уровнем загрузки, "недостижение" которого чревато распадом всей системы энерго- и теплоснабжения. Этот факт объясняет относительно вы­сокую устойчивость поставок угля, нефти и нефтепродуктов на Север.

Спрос северных территорий на энергоносители – это потенциальный рынок сбыта продукции российских нефтяных компаний. Их активное участие в его удовлетворении сдерживается пока слабостью региональных бюджетов, убыточ­ностью большинства северных предприятий, отсутствием инфраструктуры для транспортировки и хранения нефтепродуктов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязу­ется обеспечивать единое экономическое пространство, реализацию прав граж­дан на жизнь и хозяйственную деятельность на всей территории страны. Феде­ральные органы исполнительной власти действуют через государственный ме­ханизм поддержки труднодоступных районов Севера, ежегодно осуществляя се­верный завоз. Часть северных регионов не имеет круглогодичной транспортной связи с другими районами страны, и только по отношению к ним действуют конституционные обязательства Федерации, касающиеся технологических ас­пектов обеспечения целостности страны, единства экономического пространст­ва. Соответственно, эти субъекты Федерации и их изолированные в транспорт­ном отношении территории включены в перечень районов северного завоза.

В остальных районах проблема доставки продукции в населенные пункты при всей ее остроте и значимости не может быть отнесена к рангу конституци­онных обязательств Федерации, поскольку имеет региональный статус. В ее ре­шении Федерация принимает участие, но уже на других основаниях – в порядке оказания поддержки отдельным территориям, оказавшимся в тяжелом положе­нии. Это означает, что оказываемую им помощь в доставке продукции следует рассматривать как разновидность трансферта.

3. ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ООО «ВТК»