Северный завоз – проблема многоаспектная. Ежегодные поставки жизненно важных для северных территорий товаров планируются и осуществляются в контексте решения комплекса демографических, хозяйственных, транспортных вопросов. Учитываются также свойства завозимых энергоносителей (жидкие, твердые), вариантность транспортных маршрутов, виды перевалки, каботажа, сроки завоза, типы регионов и т.д.
Исполнение федерального бюджета также влияет на уровень жизнеобеспечения российского Севера. Для выработки органами государственной власти оптимальных решений и принятия эффективных мер необходим системный подход к пониманию проблемы северного завоза. Сложность ее решения в немалой степени связана с огромным количеством участников этого процесса, зачастую с различными, а нередко и конфликтующими экономическими интересами, разрушением старой системы централизованного снабжения северных территорий и медлительностью в создании новой, сочетающей элементы государственного регулирования и рыночные принципы хозяйствования.
Сокращение населения северных территорий пока не стало фактором, снижающим реальные потребности в завозимых энергоносителях из-за слабой эластичности зависимости между их объемом и численностью проживающих здесь (в отношении продовольствия такая зависимость более определенная и жесткая). Ведь если дом заселен лишь на треть, отапливать его нужно все равно. Размещение населения на северных территориях носит в основном некомпактный характер, а компактное переселение с ликвидацией, например, целого поселка, проходит очень трудно, с большими социальными издержками. Несмотря на уменьшение численности населения, количество главных потребителей нефтепродуктов и угля – котельных, дизельных и теплоэлектростанций – почти не уменьшилось. Обеспечение же их бесперебойной работы всегда связано с технологически необходимым уровнем загрузки, "недостижение" которого чревато распадом всей системы энерго- и теплоснабжения. Этот факт объясняет относительно высокую устойчивость поставок угля, нефти и нефтепродуктов на Север.
Спрос северных территорий на энергоносители – это потенциальный рынок сбыта продукции российских нефтяных компаний. Их активное участие в его удовлетворении сдерживается пока слабостью региональных бюджетов, убыточностью большинства северных предприятий, отсутствием инфраструктуры для транспортировки и хранения нефтепродуктов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство обязуется обеспечивать единое экономическое пространство, реализацию прав граждан на жизнь и хозяйственную деятельность на всей территории страны. Федеральные органы исполнительной власти действуют через государственный механизм поддержки труднодоступных районов Севера, ежегодно осуществляя северный завоз. Часть северных регионов не имеет круглогодичной транспортной связи с другими районами страны, и только по отношению к ним действуют конституционные обязательства Федерации, касающиеся технологических аспектов обеспечения целостности страны, единства экономического пространства. Соответственно, эти субъекты Федерации и их изолированные в транспортном отношении территории включены в перечень районов северного завоза.
В остальных районах проблема доставки продукции в населенные пункты при всей ее остроте и значимости не может быть отнесена к рангу конституционных обязательств Федерации, поскольку имеет региональный статус. В ее решении Федерация принимает участие, но уже на других основаниях – в порядке оказания поддержки отдельным территориям, оказавшимся в тяжелом положении. Это означает, что оказываемую им помощь в доставке продукции следует рассматривать как разновидность трансферта.
3. ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ООО «ВТК»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.