Удобное географическое положение водных путей (меридиональное направление) определяет важную роль речного транспорта в организации торгового обслуживания населения. В пунктах пересечения речных путей с широтными железными и автомобильными дорогами (Хабаровск) созданы крупные оптовые базы, где накапливаются и хранятся грузы в преднавигационный период. На Дальнем Востоке главную роль в организации продвижения товаров играют морские перевозки из конечных пунктов железных дорог (Ванино, Находка, Владивосток) в пункты Охотского побережья, Берингова моря и восточного сектора Арктики, где также имеются оптово-перевалочные базы.
Товары народного потребления поступают с этих баз в северные районы водным путем в короткий срок навигации — один месяц на Крайнем Севере. Длительные сроки хранения грузов в преднавигационный период значительно увеличивают время нахождения товаров в пути. При существующей системе завоза товаров в северные районы время нахождения их в сфере обращения значительно превышает установленные сроки хранения. В результате многие товары зачастую утрачивают свои первоначальные потребительские свойства. Торговые организации несут большие потери от уценки товаров.
Поэтому в северных районах Дальнего Востока большое значение для ускорения доставки товаров в розничную сеть приобретает авиационный транспорт. Однако применение его в системе потребительской кооперации, обслуживающей преимущественно сельское население, в настоящее время весьма ограничено. Из-за высокой стоимости перевозок воздушный транспорт используется пока при транспортировке дорогостоящих и срочных грузов.
Таким образом, характер и состояние путей сообщения Дальнего Востока обусловливают следующие особенности организации торгового обслуживания населения: существование крупных оптовых перевалочных баз в пунктах пересечения железнодорожных и автомобильных магистралей с водными (речными и морскими) транспортными путями; сезонность перевозок по рекам обусловливает необходимость досрочного завоза товаров в торговую сеть, что влечет за собой строительство складских помещений для накопления и длительного хранения товаров в местах потребления; при невозможности круглогодовой эксплуатации автомобильных дорог в некоторых районах требуется сохранение не только районных оптовых баз, но в ряде случаев и распределительных складов. Это определяет также частоту завоза и размер товарных запасов непосредственно в розничных торговых предприятиях; неравномерность сети автомобильных дорог создает различные условия для развития межселенных связей и применения передвижных средств торгового обслуживания. При этом для большей части территории возможности межселенного обслуживания крайне ограничены. С этим связаны большая децентрализация торговли и существование значительного количества мелких, зачастую экономически нерентабельных стационарных розничных торговых предприятий; большое значение в северных районах приобретает развитие посылочной торговли и авиационных перевозок, что обусловлено значительными расстояниями и трудностями развития наземных видов транспорта.
Что же касается районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, их жизнеобеспечение высокозатратно по объективным причинам. Транспортная доступность многих северных территорий ограничена коротким периодом летней морской и речной навигации, поэтому необходимы межсезонные запасы продовольствия, энергоносителей (потребность в которых обусловлена не только производственными задачами, но нуждами коммунальной сферы, учитывая продолжительность отопительного сезона) и др.
Завоз продукции, предназначенной для населения, предприятий и организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, на территории с особыми условиями обеспечивается господдержкой. При этом в качестве приоритетной продукции (товаров) выделяется нефть, нефтепродукты и топливо. Поддержка реализуется в различных формах: безвозвратно выделяемые из федерального бюджета средства (ранее были представлены в нем отдельной строкой, затем входили в Фонд целевых субвенций, с 2000 г. включены в трансферты); федеральные бюджетные ссуды на кассовый разрыв; через созданные в 1995 г. за счет бюджетного кредитного взноса региональные фонды государственной финансовой поддержки северного завоза.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.