Региональные факторы Дальнего Востока, влияющие на организацию коммерческой деятельности, страница 11

Удобное географическое положение водных путей (меридиональное на­правление) определяет важную роль речного транспорта в организации торгово­го обслуживания населения. В пунктах пересечения речных путей с широтными железными и автомобильными дорогами (Хабаровск) созданы крупные оптовые базы, где накапливаются и хранятся грузы в преднавигационный период. На Дальнем Востоке главную роль в организации продвижения товаров играют морские перевозки из конечных пунктов железных дорог (Ванино, Находка, Владивосток) в пункты Охотского побережья, Берингова моря и восточного сек­тора Арктики, где также имеются оптово-перевалочные базы.

Товары народного потребления поступают с этих баз в северные районы водным путем в короткий срок навигации — один месяц на Крайнем Севере. Длительные сроки хранения грузов в преднавигационный период значительно увеличивают время нахождения товаров в пути. При существующей системе за­воза товаров в северные районы время нахождения их в сфере обращения значительно превышает установленные сроки хранения. В результате многие товары зачастую утрачивают свои первоначальные потребительские свойства. Торговые организации несут большие потери от уценки товаров.

Поэтому в северных районах Дальнего Востока большое значение для уско­рения доставки товаров в розничную сеть приобретает авиационный транспорт. Однако применение его в системе потребительской кооперации, обслуживаю­щей преимущественно сельское население, в настоящее время весьма ограниче­но. Из-за высокой стоимости перевозок воздушный транспорт используется пока при транспортировке дорогостоящих и срочных грузов.

Таким образом, характер и состояние путей сообщения Дальнего Востока обусловливают следующие особенности организации торгового обслуживания населения: существование крупных оптовых перевалочных баз в пунктах пере­сечения железнодорожных и автомобильных магистралей с водными (речными и морскими) транспортными путями; сезонность перевозок по рекам обусловлива­ет необходимость досрочного завоза товаров в торговую сеть, что влечет за со­бой строительство складских помещений для накопления и длительного хране­ния товаров в местах потребления; при невозможности круглогодовой эксплуа­тации автомобильных дорог в некоторых районах требуется сохранение не толь­ко районных оптовых баз, но в ряде случаев и распределительных складов. Это определяет также частоту завоза и размер товарных запасов непосредственно в розничных торговых предприятиях; неравномерность сети автомобильных дорог создает различные условия для развития межселенных связей и применения пе­редвижных средств торгового обслуживания. При этом для большей части тер­ритории возможности межселенного обслуживания крайне ограничены. С этим связаны большая децентрализация торговли и существование значительного ко­личества мелких, зачастую экономически нерентабельных стационарных роз­ничных торговых предприятий; большое значение в северных районах приобре­тает развитие посылочной торговли и авиационных перевозок, что обусловлено значительными расстояниями и трудностями развития наземных видов транс­порта.

Что же касается районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, их жизнеобеспечение высокозатратно по объективным причинам. Транспортная доступность многих северных территорий ограничена коротким периодом летней морской и речной навигации, поэтому необходимы межсезонные запасы продовольствия, энергоносителей (потребность в которых обусловлена не только производствен­ными задачами, но нуждами коммунальной сферы, учитывая продолжитель­ность отопительного сезона) и др.

Завоз продукции, предназначенной для населения, предприятий и организа­ций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, на территории с особыми условиями обеспечивается господдержкой. При этом в качестве при­оритетной продукции (товаров) выделяется нефть, нефтепродукты и топливо. Поддержка реализуется в различных формах: безвозвратно выделяемые из феде­рального бюджета средства (ранее были представлены в нем отдельной строкой, затем входили в Фонд целевых субвенций, с 2000 г. включены в трансферты); федеральные бюджетные ссуды на кассовый разрыв; через созданные в 1995 г. за счет бюджетного кредитного взноса региональные фонды государственной финансовой поддержки северного завоза.