Изыскания и проектирование автомобильных дорог: Методическое пособие по составлению проекта. Схема пояснительной записки, страница 7

где а - ширина краевой укрепительной полосы, м; h0 - толщина укрепления обочины, м.

Если укрепление обочины предусматривается засевом трав, то посадка S06. не учитывается.

Общая поправка на устройство проезжей части

                                        (3.20)

Если , to объём насыпи уменьшается на величину V , а выемки увеличивается.

В объеме земляных работ, кроме профильного объёма, необходимо учитывать дополнительные объёмы по снятию растительного слоя, торфа или пучинистого грунта с заменой обычным грунтом, а также объём до уплотнения грунта » насыпи относительно естественного залега-1я его в резерве.

При подсчёте разрывы, образованные мостами длиной более 4 м, 1 объёма земляных работ исключаются, для чего необходимо определить методом интерполяции рабочие отмелей в начале и конце моста.

Подсчёт объёмов земляных работ выполняют в ведомостях поперечного (таблица 3.3) и покилометроиого (таблица 3.4) объёмов работ.

Площадь укрепления откосов земляного полотна подсчитываю тетками насыпей и выемок по длине дороги (или попикетно) в соответствии с принятыми типами укрепления (таблица 3.5)

По плану трассы, продольному и поперечным профилям устанавливаются необходимые сооружения для водоотвода.

Поверхностную воду отводят от дороги в пониженные места рельефа местности или к водопропускным сооружениям продольными или ^перечными водоотводными канавами, нагорными канавами, боковыми резервами, лотками.

Кюветы устраивают в выемках и невысоких насыпях. Глубина кювета при проектировании считается от бровки земляного полотна до дна кювета (при подсчёте объёмов работ для насыпей - от поверхности земли до  дна кювета). Глубина кювета должна быть такой, чтобы низ дренажных устройств возвышался над дном канавы не менее чем на 0,2 м. Водакюветов должна выводится в пониженные места не реже чем через 500 м. Дно кювета и других капав должна иметь продольный уклон не менее 5%о (в исключительных случаях - не менее 3%о). Продольный уклон дна кюветов назначается равным продольному уклону проектной линии (в том случае на продольном профиле указывается только глубина кювета, например "hкюв = 1,20"). Если уклоны проектной линии менее 5%о (3%о), проектируют углубленные кюветы (в этом случае на продольном профиле указывается уклон, расстояние и проектные отметки дна кюветов). Осо­бое внимание следует уделить проектированию кюветов в выемках: в во­дораздельной точке глубину кювета можно начинать с 0,3 м; уклон дна кювета должен быть не менее 5...10%о; запрещается пропуск воды через выемку из кюветов вышележащей насыпи.

На местности с поперечным уклоном менее 20%о при высоте на­сыпи менее 1,5 м, на участках с переменной сторонностью поперечного уклона, а также на болотах водоотводные канавы следует проектировать с двух сторон земляного полотна.

Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от раз­мыва па участках дорог с продольными уклонами более 30%о, с насыпями высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле сле­дует предусматривать устройство продольных лотков и других сооруже­ний для сбора и отвода стекающей с проезжей части воды.

Поперечные водоотводные канавы предусматриваются для отвода воды из бессточных впадин, для сброса воды в строну из продольных во­доотводных канав на затяжных спусках или с пониженных мест на водо­разделах, для подвода или отвода воды у заглубленных труб.

Нагорные канавы предусматриваются для перехвата воды, сте­кающей по косогору к земляному полотну.

Если сечение канав или кюветов назначается не по гидрав­лическому расчёту, тип укрепления выбирается в зависимости от про­дольного уклона, основываясь на опыте многолетней практике: при про­дольном уклоне до 10%о в песчаных и до 20%о в суглинистых грунтах - без укрепления; при уклоне до 50%о - нетканые синтетические материалы (при отсутствии постоянно действующих водотоков); при уклоне более 50%о - перепады и лотки. Количество перепадов определяется по формуле